В разгар очередного милицейского скандала телевидение поздравило защитников правопорядка с их профессиональным праздником. На сенсационную премьеру от майора Дымовского, выступившего с видеообращением к Путину, «Первый канал» ответил сериалом «Журов». В нем рассказывается о честном следователе, работающем в провинциальной милиции. Одно только название новинки будоражит воображение: главный герой сериала, Иван Журов, носит ту же фамилию, что и мент-маньяк из «Груза 200» Балабанова.
Нашему официозному ТВ в последнее время фатально не везет. Только продюсеры главных телеканалов соберутся защитить родную милицию от очерняющих ее несознательных журналистов, только станут прославлять опасную и трудную службу людей в погонах, как тут же вокруг органов разгорается очередной скандал. Так, в апреле канал «Россия» провел премьеру полусказочного, приторно-сюсюкающего сериала «Участковая», повествующего о доброй и отзывчивой женщине-милиционере. Произошло это - внимание – аккурат в тот день, когда вся страна содрогнулась от сообщений о бойне, учиненной майором Евсюковым в столичном супермаркете. Не надо пояснять, что в подобном контексте премьера такой конъюнктурной «клюквы» выглядела не просто неуместным, а бесконечно циничным и издевательским актом.
Не повезло мастерам телевизионной пропаганды и на сей раз. К Дню милиции «Первый канал» приготовил для сотрудников органов внутренних дел и простых телезрителей щедрый подарок - новый детективный сериал «Журов», задуманный как наш ответ американскому «Коломбо». И вот незадача – буквально за несколько дней до праздничной премьеры сотрудник УВД Новороссийска Алексей Дымовский взял да и выложил в интернете ролики с обращением к премьеру Путину. В них, собственно говоря, не было никаких сенсаций. Майор, видимо, сильно обидевшись на «прессующее» его начальство и расстроившись из-за душевной черствости врачей ведомственной поликлиники, отказавшихся лечить больную руку стража порядка, поведал о своей низкой зарплате, тотальной коррумпированности коллег и практике сажать невиновных в целях улучшения показателей. Короче – обо всех тех вещах, о которых не знают разве что трехлетние дети и марсиане. Тем не менее, видеообращение Дымовского органично вписалось в череду громких милицейских скандалов, бушующих на протяжении последних месяцев, и поэтому стало активно обсуждаться в СМИ.
Главные российские телересурсы не смогли адекватно отреагировать на демарш майора-правдоруба. Канал «Вести», например, отделался довольно сухим репортажем. В материале сообщалось о грядущей проверке всей краснодарской милиции, «средних показателях в работе» самого Дымовского и его неподобающем поведении в поликлинике, бывшем, по словам врача-терапевта, «не совсем нормальным». Сетевые скептики почувствовали казенную недосказанность и начали язвить: это за какие такие заслуги 32-летний Дымовский стал майором – за «средние показатели»? А ведущий программы «НТВ» «Коллекция глупостей» Максим Кононенко пошел еще дальше и в своем комментарии заявил: между двумя одиозными майорами, Дымовским и Евсюковым, «нет никакой существенной разницы». Кроме той, разумеется, что первый из них не убивал людей в супермаркете.
Словом, накануне 10 ноября общественность с подачи СМИ с новыми силами принялась обличать нашу милицию. Такое положение дел явно подпортило настроение идеологам официозных телеканалов, собравшимся поздравлять стражей порядка с профессиональным праздником. И правда: кто теперь из простых зрителей сможет без злой иронии воспринять сериал «Журов», представленный в минувший понедельник «первой кнопкой»? По одну сторону экрана – хорошие и человечные телементы с лицами выпускников Школы-студии МХАТ. По другую – угрюмый и косноязычный майор Дымовский, неумело примеряющий на себя роль борца с системой и при этом сверкающий в одном из видеороликов «чисто пацанским» перстнем-печаткой. Когнитивный диссонанс телеаудитории обеспечен.
Однако авторы нового многосерийного детектива и продюсеры «Первого» - не только жертвы непредвиденного стечения обстоятельств, попавшие под жернова т.н. «антимилицейской кампании». Они, как говорится, тоже хороши. Потому что даже самый коварный провокатор не догадался бы назвать правильного телесериального милиционера Журовым. То есть, сделать его однофамильцем упыря в погонах из незабвенного фильма «Груз 200» - того самого импотентного капитана советской милиции, что насиловал бутылкой дочь секретаря райкома. Возникает вопрос: мог ли постановщик сериала - молодой и достаточно эрудированный режиссер Илья Макаров (создатель «Тайн следствия») – не видеть прогремевшую два года назад картину Балабанова? Вряд ли. Тогда выходит, что «Груз» господин Макаров посмотрел, а фамилию мента-маньяка просто не запомнил. Что ж, бывает. Но вот с продюсерами «Первого» как быть? Какое алиби придумать для них? Ведь именно этот канал решился в свое время на беспрецедентный шаг и показал скандальный фильм в ночном эфире. Тогда, наверное, лента Балабанова была изучена людьми с «первой кнопки» вдоль и поперек. Так что здесь уже никакие отговорки не работают.
Конечно же, герой нового сериала – полная противоположность своему жуткому однофамильцу. Сыгранный Андреем Паниным провинциальный сыщик предстает перед зрителем обаятельным чудаком. Он ездит на разваливающейся «Победе», слушает рок-н-ролл, носит в кармане дешевенькие часы со сломанным браслетом и обожает свою собаку Жучку. При этом телевизионный Журов честно тянет милицейскую лямку и берется за самую черную работу. «Профиль – бомжи и проститутки», - говорят о нем коллеги. Сам же главный герой сериала не без иронии вопрошает: «Я похож на человека, у которого есть карьерные перспективы?». Вот и получается телевизионная иллюстрация к сказке про вершки и корешки: пока одни следователи занимаются делом о покушении на местного олигарха, Журову достается всякая «бытовуха» с пьянчужками-сантехниками и их зарезанными собутыльниками. Но наш герой не печалится. Улыбнется своей странноватой улыбкой, суетливо и чуть виновато пошутит и вперед – опрашивать свидетелей по обшарпанным подъездам и грязным рюмочным.
Был, как известно, в классической русской литературе образ «маленького человека». Теперь же телевизионный масскульт через сериал «Журов» предлагает нам новый социально-художественный тип – «маленький милиционер», Акакий Акакиевич в погонах. Зарплата - мизерная, жилище – спартанское, работа – адская и отнюдь не престижная. Словом, все то, о чем рассказывал Путину майор Дымовский (вот, кстати, еще один милицейский Башмачкин, явленный медиасферой). Не сострадать такому невозможно, ведь отечественная культура веками учила нашего человека сердобольности и отзывчивости.
Любопытно, что теоретически Панин мог бы сыграть чудовище в милицейской форме не хуже актера Алексея Полуяна, снявшегося у Балабанова. Достаточно вспомнить культовую «Бригаду», где Андрею досталась роль невероятно живучего и вполне себе инфернального оборотня в погонах, главного врага Саши Белого. В ухмылках и ужимках панинского Журова, кстати, порою проскальзывает что-то жуткое и потустороннее – напоминающее не столько о продажном опере Каверине, сколько о киношном капитане-садисте.
В то же время некоторые эпизоды нового сериала отсылают нас к работе Панина в поставленном Дмитрием Светозаровым телеромане «Преступление и наказание», в котором артист играл Порфирия Петровича. И действительно: лишь с виду простоватый, а на самом деле – хитрый и смекалистый Журов, умеющий найти свой подход к каждому человечку, искусно мимикрирующий под дурачка-пустобреха и являющийся отличным лицедеем и талантливейшим психологом, выглядит прямо-таки двойником героя Достоевского. Такие благородные параллели, как представляется, порадуют создателей сериала сильнее неудобных сравнений с «Грузом 200».
Сергей Ильченко-мл., «Фонтанка.ру»