Всем кризисам вопреки, российское кино живет и даже благодушно улыбается. «Добрую» комедию под названием «36 и 6»в эти дни в Петербурге снимает режиссер Ярослав Чеважевский, чей предыдущий фильм «Кука» был принят зрителями достаточно благосклонно. Несмотря на мизерный бюджет (режиссер сообщил, что такие цифры даже разглашать смешно!), удалось собрать звездный состав: в главной роли снимается ни кто иная, как Ксения Раппопорт, чья международная популярность сегодня достигла совсем нешуточных высот.
Оказывается, Ксения давно хотела поработать именно в жанре комедии, поэтому и согласилась сыграть маму Галю, которая пожертвовала ради сына Славика (его играет молодой петербургский актер Дмитрий Аверин, служащий в театре «Буфф») молодостью, красотой, карьерой врача и даже счастьем в личной жизни. Она пичкает свое великовозрастное чадо лекарствами, ее квартира, словно барокамера Майкла Джексона, превращена в стерильный изолятор. «Чистота – это жизнь! Все остальное – путь к гибели», – то и дело повторяет Галя. Ну а когда Славик влюбится «не в ту», мама возьмется сама найти ему подходящую жену.
Ксения Раппопорт рассказала «Фонтанке», что хотя познакомилась с режиссером Чеважевским (он же автор сценария) совсем недавно, ее не покидает чувство, будто он писал про ее детство, юность, про ее друзей и соседей: «И откуда он все это знает, как так смешно рассказывает?!»
5 ноября в Доме юриста на улице Чайковского снимали хеппи-энд – три свадьбы сразу. Кричали «горько», пили шампанское. А московский режиссер рассыпался в благодарностях Петербургу и его жителям: «В Москве с нами не стали бы и разговаривать, там все сразу просят денег. А в Питере нас бесплатно пустили снимать сцены во дворцах, ресторанах. Пустила съемочную группу в 20 человек в свою уникальную квартиру на Мойке одна коренная петербурженка, и тоже совершенно бесплатно. Конечно, после этого наш фильм будет насквозь питерским».
В ролях: Марина Голуб, Артур Ваха, Юрий Колокольников (актер попробовал себя еще и в амплуа продюсера). Съемки продлятся в Петербурге до 14 ноября. Планируемый релиз в кинотеатрах в День Святого Валентина 14 февраля.
Михаил Садчиков
Фоторепортаж Михаила Садчикова-младшего
Дешевое кино?
Еще в начале этого года в кинематографических кругах ходили упорные слухи, что для российского кино 2009-й станет своеобразной «черной дырой»: в течение всего года по причине кризиса в нашей стране не планировали запускать производство новых картин. У государства на кино просто нет денег. На частный капитал никто и не рассчитывал. Однако вскоре стало понятно, что если в верхах и принималось подобное решение, то распространяется оно не на всех.
Достаточно вспомнить, что в Чехии начались съемки «Фауста» Александра Сокурова: деньги пришли от государства. Но и частные производители не все ходят с понурыми головами. Причем им совершенно не обязательно быть русским отделением компании Disney.
Так, сейчас в Петербурге снимается картина под рабочим названием «36 и 6». Ее создатели – компания с милым названием Pushkin Pictures, созданная несколько лет назад клипмейкером Ярославом Чеважевским (дебютировавшим на широком экране фильмом «Кука») и актером Юрием Колокольниковым. «36 и 6» – их третий проект, причем все права на картину принадлежат исключительно Pushkin Pictures. Если в производстве и распространении предыдущего их фильма – новогодней комедии «На море!», участие принимал такой гигант отечественного кинобизнеса, как «Централ Партнершип», то «36 и 6» Pushkin Pictures снимает на «свои». Причем на «свои» в прямом смысле этого слова – и Колокольников, который является генеральным продюсером картины, и Чеважевский, который выступает здесь в качестве режиссера, вложили, по их собственным словам, в производство личные средства. На вопрос о размерах бюджета Юрий Колокольников вполне предсказуемо отвечает, что не снимает блокбастер, а значит, бюджет не составляет миллионы долларов. А Чеважевский в личной беседе утверждает, что размер бюджета – два очень дорогих автомобиля, которые он и Юрий предпочтут не покупать, а лучше снимут на эти деньги фильм. Кроме того «36 и 6» – комедия, а большой бюджет не гарантирует, что кино получится смешным. Во всяком случае, так считают создатели.
Понятно, что экономия в ситуации маленького бюджета предполагается жесткая. То ли в шутку, то ли всерьез режиссер заявляет, что многие члены съемочной группы работают чуть ли не бесплатно. Например, он сам. Широко известно, что большинство кинематографистов выбирают в качестве места для съемок Петербург по причине дешевизны. Производственные затраты – зарплата членов съемочной группы, аренда помещений и техники, массовка – в нашем городе на несколько порядков меньше чем в Москве. Неудивительно, что рядовой персонал съемочной группы для картины был рекрутирован именно в Петербурге.
Собственно, в маленьком бюджете нет ничего зазорного. Именно с малобюджетных фильмов иногда стартовали оригинальные тренды в истории кино. Недавний пример – «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света», первоначальный бюджет которой представлял собой смехотворную сумму в $ 30 000. Приблизительная производственная стоимость фильмов класса «36 и 6» начинается где-то от $ 1 000 000. Так что новая лента Pushkin Pictures не так дешева, как ее малюют. К этому надо прибавить расходы на рекламу. Правда, Чеважевский – сам бывший рекламщик – говорит, что знает хитрые приемы, которые позволят сэкономить.
Но есть вещи, на которых не сэкономишь. Так, снимается картина на пленку, а не на видео, что автоматически влечет за собой расходы на дорогую кинокамеру и свет. А вот гонорары актеров вряд ли представляют серьезную статью расходов. Наряду с другими в картине заняты топовые сейчас актрисы Ксения Раппопорт и Марина Голуб, однако сомнительно, что их привлекли в «36 и 6» высокие заработки. Марина Голуб снимается в картинах Чеважевского уже не первый раз и явно симпатизирует этому режиссеру. Относительно Раппопорт можно предположить, что ее заинтересовал исключительно творческий опыт в характерном киноамплуа, тем более что еще на этапе кастинга от проекта отказались многие актеры и актрисы – и именно из-за недостаточного гонорара.
Понятно, необходимость в громких актерских именах продиктована желанием вызвать интерес прокатчиков или телеканалов – на это главная надежда независимых производителей кино. Термин «производители» здесь абсолютно оправдан, потому что они создают кино как продукт для продажи. Причем продуктом может быть не только фильм, но и сценарий. Pushkin Pictures, по словам Чеважевского, сейчас продал два сценария одной западной кинокомпании. Причем один из них будет реализовываться самим Чеважевским. Правда, предназначен этот фильм пока только для внутреннего рынка, то есть для России. А это значит, что несмотря на кризис, фильмы вроде гибридной диснеевско-российской «Книги мастеров» будут появляться все чаще.
Елена Некрасова
Фонтанка.ру