Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Финансы ООО лихорадит на перерегистрации (фото)

ООО лихорадит на перерегистрации (фото)

388

Государственная кампания по перерегистрации ООО привела едва ли не к панике. Руководители фирм зачастую с вечера занимают очередь, чтобы сдать документы в специализированную инспекцию на профессора Попова, 39. И сегодня к 9 утра там стояла гигантская очередь. Но сами налоговики успокаивают: можно не торопиться и спокойно работать со старым уставом и после 1 января. Как еще можно избавиться от потери времени, узнала «Фонтанка».

Государственная кампания по перерегистрации обществ с ограниченной ответственностью привела к панике. Руководители фирм зачастую с вечера занимают очередь, чтобы сдать документы в специализированную инспекцию (№15) на профессора Попова, 39. И сегодня к 9 утра там стояла гигантская очередь. Но сами налоговики и эксперты успокаивают: во-первых, можно не торопиться и спокойно работать со старым уставом и после 1 января. Во-вторых, отправить документы почтой. В-третьих – послать курьера с доверенностью.

Ситуацией воспользовались сотни квазиюридических фирм, предлагающих за относительно невысокое вознаграждение решить все вопросы «под ключ». Ничего противоправного и крамольного в их деятельности нет, но отчасти на них на минувшей неделе обрушил свой гнев премьер-министр России Владимир Путин: «Часто люди вынуждены обращаться к платным посредникам. Должен вам сразу сказать, они достали уже всех... надо выгнать поганой метлой всех посредников ...»

На штурм?

Согласно принятому в конце прошлого года закону, все ООО должны внести существенные поправки в свои учредительные документы в период между 1 июля и 31 декабря 2009 года. Никаких последствий для компаний, которые уклонятся от такой процедуры, не прописано.

Как, впрочем, и обратного. Такая постановка вопроса привела к панике. По данным Федеральной налоговой службы, в целом по России к концу октября перерегистрацию уставов осуществили около десяти процентов всех существующих ООО. А начиная с середины сентября количество обращений резко увеличилось, что неизбежно повлекло за собой возникновение очередей.

Учитывая, еще не так давно налоговое ведомство зачастую настаивало на личной явке руководителей и/или учредителей для внесения любых изменений, многие директора ООО вынуждены были практически штурмовать офис специализированной налоговой инспекции на улице Профессора Попова.

«К сожалению, перерегистрация переросла в некий фарс – противостояние налоговых органов и представителей компаний, – рассказывает Наталия Сибгатулина, директор юридической фирмы «АСН». – Очередь занимается с пяти вечера предыдущего дня подачи, всю ночь отмечаются по списку, а утром разыгрывают номерки. Руководителями инспекции сознательно установлен такой режим работы, что простые граждане просто не прорвутся туда физически со своими заявлениями. Если есть руководители-экстремалы, то это развлечение для них. Хотя руководители приличных крупных компаний прошли все это еще летом, когда не было такого ажиотажа».

Все опрошенные юристы единогласно заявляют, что лично директорам «идти на штурм» не надо. «Полагаю, что проблема трудоемкости перерегистрации ООО для руководителей компаний несколько надумана, – полагает Станислав Данилов, старший юрист компании «Pen&Paper». – Ни для кого не является секретом оказываемая некоторыми лицами услуга по «стоянию в очередях». Да и без услуг сторонних лиц практически каждая фирма имеет возможность послать своего сотрудника отстаивать очередь в налоговой».

Кроме того, не запрещено отправлять документы и почтой. Срок их рассмотрения в этом случае, разумеется, затянется (примерно до месяца). Но, учитывая, что никакой срочности пока нет, для большинства компаний это может быть самым простым и экономичным выходом. Правда, инспекция не принимает простую и заказную корреспонденцию, возвращая ее назад без вскрытия: документы нужно отправлять только ценным письмом с описью.

Регистрирующий орган также сам напомнил, что можно отправлять документы почтой, а личное присутствие генерального директора либо учредителя ООО не требуется.

Вместо встречи Нового года

Увидев сложившуюся в Москве и Санкт-Петербурге ситуацию, и, возможно, испугавшись, что в конце декабря владельцы компаний пойдут на реальный штурм офисов налоговиков, чиновники стали уверять бизнесменов, что срок 31 декабря не является пресекаемым. То есть ничего страшного для ООО не успевших пройти перерегистрацию, нет. Например, в официальном разъяснении, опубликованном налоговым ведомством 29 октября, отмечается, что закон не предусматривает каких либо санкций для обществ, чьи уставы не приведены в соответствие с законодательством к 1 января 2010 года. Они не могут быть ни ликвидированы, ни исключены из реестра. «Уставы таких обществ будут применяться в части, не противоречащей законодательству, как это происходит и в настоящее время», – пояснили в налоговой службе.

Аналогичной позиции придерживаются в Министерстве экономического развития РФ и опрошенные журналистом «Фонтанки» эксперты.

Также после 1 января ООО, в том числе не прошедшие перерегистрацию, смогут без проблем менять местонахождение, руководителя и т.д. Единственная проблема – до приведения устава в соответствие с новыми требованиями законодательства в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) будут отсутствовать сведения о размерах долей участников общества. Поэтому не участвуя в кампании, владельцы ООО могут лишить себя возможности перераспределять доли (или, как минимум, усложнят или затянут эту процедуру). Нельзя также исключать, что «старый» устав откажутся принимать банки и после 1 января компании не смогут открыть новый расчетный счет, получить кредит и т.д.

Недешевое удовольствие

По уверению налоговиков, проблема очередей, в частности – в Москве, «была искусственно создана отдельными фирмами, оказывающие услуги по регистрации организаций, которые обнаружили в переходных положениях федерального закона выгоду для себя и поспешили этим воспользоваться». Аналогичные фирмы активно стали появляться и в Санкт-Петербурге.

«Их сейчас действительно появилось множество, – отмечает Даниил Казин, юрист из юридической фирмы «S&K Вертикаль». – Однако юридическая составляющая их работы, по моему мнению, невелика. Ключевыми функциями таких фирм в большинстве случаев являются переработка устава под шаблон, подача и получение документов с помощью специально обученных людей, профессионально занимающихся стоянием в очередях в налоговой инспекции».

Стоимость услуг таких консультантов-посредников-курьеров колеблется от двух до шести тысяч рублей. В эту сумму, как правило, не входят пошлины: 400 рублей – за саму процедуру, 200 рублей – нотариусу за удостоверение заявления, еще 200 рублей – за получение копии зарегистрированных документов. Кроме того, новый устав надо будет представить в банк, где у ООО открыт расчетный счет. А значит, копию надо будет либо вновь заказывать в инспекции №15 (со всеми вытекающими временными затратами), либо заверять у нотариуса (предусмотренный законом тариф – 10 рублей за страницу, но нотариусы повсеместно берут 500 рублей за каждый документ).

Может ли владелец ООО отказаться от услуг посредников и провести перерегистрацию своими силами? В целом – да. На многих сайтах легко найти обновленную болванку устава. Правда, для получения нужно послать SMS-сообщение на короткий номер, причем ее стоимость может оказаться в несколько раз больше той, что указана на сайте (лучше уточнить цену, позвонив в call-центр своего оператора).

Вторая проблема – удостоверение подписи генерального директора на заявлении. Как пояснила нотариус Любовь Солдатенко, для этого необходимо и достаточно представить свидетельство о государственной регистрации и постановки на налоговый учет, устав, изменения к нему, а также подтверждение должностных полномочий руководителя (протокол об избрании, или решение о назначении). Тариф – 200 рублей.

Правда, на вопрос журналиста «Фонтанки»: какие документы необходимо представить для удостоверения заявления и сколько это будет стоить, пресс-секретарь Нотариальной палаты Санкт-Петербурга Елена Черкасова заявила, что «в каждом случае список документов разнится, все зависит от ситуации, от ООО и т.д. Соответственно, разные цены на услуги». В частности, некоторые нотариусы требуют исключительно подлинники учредительных документов, отказываясь, зачастую, принимать даже ими же заверенные копии (положения закона и позиция Конституционного суда России по этому вопросу игнорируется).

Кроме заявления и новой редакции устава в налоговую инспекцию № 15 нужно направить решение общего собрания участников об его утверждении, а также платежное поручение на уплату госпошлины – 400 рублей.

Стоит ли торопиться? Если в обозримом будущем не планируется менять участников или перераспределять доли между ними, открывать новые счета или брать кредит, то можно без проблем работать и с существующими учредительными документами. К тому же в администрации президента России разрабатывается уже следующая реформа корпоративного законодательства. Она, в частности, предусматривает увеличение минимального размера уставного капитала для ООО (возможно даже до миллиона рублей).

Поэтому не исключено, что уклонившийся от панического настроя директор ООО сэкономит и силы, и деньги.

Ранее по теме:

Павел Нетупский, «Фонтанка.ру»

1 из 3
Источник:

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
10 декабря, 15:34