Одной из целей строительства транспортного обхода Санкт-Петербурга было выведение транзитного грузового транспорта с улиц города. Вот уже не первый год, как открыто не просто временное, а постоянное движение по южному участку кольцевой. И вот уже почти три года, как действует распоряжение Комитета по транспорту №161 от 21 декабря 2006 года «О прекращении движения грузового транспорта в Санкт-Петербурге». Однако поток грузовиков на Народной и Ивановской улицах, проспекте Славы до сих пор не иссяк. По некоторым магистралям едут не только самосвалы и бетономешалки, но и фуры. Кто и как пытается бороться со злостными нарушителями, разбирался корреспондент «Водителя Петербурга».
Как отметил начальник отдела выдачи пропусков государственного учреждения «Дирекция по организации дорожного движения» Александр Векслер, Дирекцией ведется интенсивная работа по контролю соблюдения водителями грузового транспорта установленного порядка организации дорожного движения. Совместно со службами ГИБДД проводятся мероприятия по проверке пропусков для проезда грузового транспорта по закрытой территории. К сожалению, значительная часть водителей грузового транспорта игнорирует правила дорожного движения и городские законы. Нарушители выявляются и привлекаются к административной ответственности установленной действующим законодательством.
Одной из магистралей, на которой запрещено движение грузовиков, является Народная улица. Помимо дорожных знаков на подходах к улице Дирекция установила специальные информационные щиты, которые предупреждают водителей об объезде закрытой для грузовиков части города по кольцевой автодороге. Однако, не смотря на это десятки чадящих большегрузов нарушая правила, едут по и без того перегруженной улице. Мало того, многие из них в попытке объехать пробку несутся по «карману» на приличной скорости, подвергая опасности, жизнь пешеходов, ведь светофоры установлены только на основной проезжей части. Не добавляют старые КамАЗы и экологии, за каждым из них тянется шлейф едкого голубого или чёрного дыма – всё это оседает на окнах и в лёгких местных жителей.
Корреспонденту «Водителя» удалось понаблюдать за работой Дирекции. Для борьбы с нарушителями ДОДД совместно с экипажами роты сопровождения ГИБДД выставляет заслоны. Первый из них находится сразу после проспекта Большевиков, при движении к Володарскому мосту. Здесь останавливают преимущественно тех, кто едет с пропуском. Вот только среди пропусков лишь каждый третий даёт право на движение в это время суток. Большая же часть представляет собой либо пропуска прошлых годов (встречаются даже экземпляры 2007 года), либо выданные только на движение в ночное время города, либо просроченные на пару недель. Только за час работы при проверке документов было изъято более двух десятков недействительных бумаг. На каждый случай специалистами ДОДД составляет протокол на основании Закона Санкт-Петербурга № 332-49 «Об ограничении или прекращении движения транспортных средств на дорогах в Санкт-Петербурге». Штраф для должностных лиц составляет от пятисот до полутора тысяч и от двадцати до сорока тысяч для юридических лиц. Недействующие пропуска у водителей изымаются специалистами ДОДД. В свою очередь, получить новый пропуск нарушителям будет уже сложнее.
Второй кордон из специалистов ДОДД и экипажа ГИБДД стоит уже перед самым Володарским мостом. Здесь останавливают тех, у кого вообще нет пропуска. Всем нарушителям предлагают пройти в микроавтобус Дирекции, где установлен компьютер с базой данных и распечатывается протокол о нарушении закона Санкт-Петербурга. Объяснения водителей, как они оказались на закрытой для движения грузового транспорта территории выглядят порой, как оправдания школьников. Например, водитель МАЗа-шаланды попытался оправдаться, что он «просто оказался на Народной, а ему надо на Софийскую, вот и решил проехать напрямик». Однако что мог делать этот грузовик на улице, где расположены только жилые дома совершенно непонятно.
Безусловно, жизнь большого города невозможна без доставки различных грузов и товаров к магазинам. Стоит отметить, что все выдаваемые Дирекцией пропуска бесплатны. Однако для их получения необходимо обосновать действительно острую необходимость документа на проезд по улицам города. Нагрузка на улично-дорожную сеть настолько велика, что подавляющему числу грузовиков пришлось разрешить ездить только ночью. Однако это не останавливает водителей и многие из них, например, торопясь развести товар по магазинам одной крупной торговой сети, регулярно нарушают правила, выезжая ранее 23 часов. Ситуация усугубляется тем, что специалисты дирекции не могут сами останавливать транспортное средство для проверки наличия пропуска. Поэтому для подобных рейдов привлекаются сотрудники дорожной милиции и пока регулярность рейдов зависит от наличия времени у ГИБДД и возможности выделить экипажи.
Конечно, остановить весь поток транспорта, двигающийся с нарушениями всего двумя кордонами достаточно сложно. Даже пара остановленных грузовиков мгновенно занимают очень много пространства на обочине, и пока специалисты ДОДД оформляют протоколы, инспектору просто негде остановить следующие транспортные средства. Однако в Дирекции надеются, что в скором времени им удастся направить «в поле» большее число сотрудников, чтобы одновременно оформлением занималось не два, а три или четыре сотрудника. Сейчас информационные щиты и контрольные группы работают преимущественно в Невском районе, однако скоро они появятся во Фрунзенском, Московском и других районах города. Такая работа уже приносит плоды. Информация о том, что на дороге выставлен заслон и проверяют пропуска, мгновенно распространяется среди грузовиков, в том числе и по каналам CB-радиостанций, установленных почти на каждой фуре. Многие водители после оформления документов ещё и куда-то настойчиво звонят, а поток большегрузов редеет на глазах.
Ещё одной проблемой спальных районов города является отстой грузовиков на улично-дорожной сети. Помимо того, что тридцатиметровая фура занимает место, где могли бы встать 3-4 легковых автомобиля местных жителей, они представляют реальную угрозу движущимся транспортным средствам. Особенно легко не заметить припаркованный грузовик в дождливую погоду или тёмное время суток, поскольку в свете фар заляпанные грязью световозвращающие устройства просто не видно. Нередко можно увидеть и припаркованные вдоль дорог прицепы, в то время как тягачи отправились на халтуру с другим прицепом.
В Дирекции надеются, что при поддержке ГИБДД уже до конца года удастся значительно сократить поток грузовиков на улицах города направив их на КАД и специально выделенные в городской черте улицы, которые предназначены для движения грузовиков, тем самым значительно улучшив дорожную обстановку на основных магистралях. Кроме этого в Дирекции надеются, что в ближайшее время удастся расчистить и обочины в спальных районах.
Владимир Федоров
От редакции
Власти Фрунзенского района намерены сократить пробки и убрать грузовой транспорт с обочин. В четверг, 30 октября, они провели рейд с участием ГИБДД. Останавливали грузовые машины на тех улицах, где им не положено ездить и останавливаться.
Главным объектом внимания для сотрудников ГАИ стали основные магистрали, где чаще всего вопреки запретам проезжают фуры. Во время рейда представители Госавтоинспекции столкнулись с проблемой. Есть улицы, где по распоряжению комитета по транспорту для грузовиков проезд запрещён, но предупреждающих знаков нет. На таких участках игнорировали требования инспекторов, власти обещают исправить ситуацию.
Олег Сидоренко, заместитель главы администрации Фрунзенского района:
«Мы работаем над этим вопросом и недавно достигли соглашения с организацией дорожного движения, которая нам поможет в этом вопросе и установит дополнительно до конца года необходимое количество знаков, запрещающих движение грузового транспорта».
В Москве также обратили внимание на проблему движения грузовиков в неположенных местах. Московские власти собираются её решать с помощью высоких технологий. Специальные чипы будут контролировать въезд грузовиков в Москву.
Для контроля въезда грузовиков в центр Москвы машины оснастят специальными чипами, сообщил журналистам начальник управления мэрии Москвы Сергей Веселовский.
По его словам, сейчас около четверти грузовых машин в центре города находятся незаконно – либо без необходимых на то пропусков, либо с поддельными разрешениями. «Будем рассматривать возможность выдачи других пропусков с электронными чипами», – сказал Веселовский. Он рассказал, что для «считки» информации на дорогах планируется установить приборы, которые будут фиксировать номера машин, и если у водителя не будет пропуска на въезд, то «машины просто не будем пускать в город». С новыми пропусками можно будет въезжать в центр – в пределы Третьего транспортного кольца.