Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Театры «Изотов» Андрея Могучего в Александринке: Поэма без героев (фото)

«Изотов» Андрея Могучего в Александринке: Поэма без героев (фото)

3 204
Лиза - Юлия Марченко

В третьем александринском спектакле Андрей Могучий продолжает развивать ключевую тему своего театра: «Изотов», поставленный по пьесе современного тольяттинского драматурга Михаила Дурненкова, вышел сочинением о кризисе идентичности, об утрате человеком понимания своего места в мире, о потере ощущения самоценности и автономности бытия.

Заглавный герой, преуспевающий писатель Изотов – современный Тригорин, перегоняющий собственную жизнь в сюжеты для небольших рассказов. Перефразируя Александра Васильева, Изотов не столько живет, сколько отстраненно «следит за собственной жизни развитием». Стены его дома украшены рентгеновскими снимками: Изотов насквозь просвечивает человеческую плоть, переводя ее тепло в холодную графику слов и пробелов. Сделав всеобщим достоянием интимное и растеряв индивидуальность, движимый потребностью самоидентификации герой цепляется за то последнее что принадлежит только ему – прошлое. Из суетливой Москвы Изотов отправляется на затерянную под Петербургом родину, прихватив с собой такую же потерянную и неуверенную в собственной жизни спутницу Лизу, камуфлирующую пустоту своего сознания цитатами из Чехова и Кэролла.

Артист Николай Мартон в спектакле носит крылья и показывает фокусы


В «Изотове» Могучий рисует устрашающе прекрасную картину распадающейся вселенной – не столь избыточную, как в «Иванах», но от того впечатляющую едва ли не больше. Костюмы героев будто бы взяты из разных наборов, к залихватскому смокингу и бабочке режиссерский дресс-код велит надеть валенки или кеды. Головы существуют отдельно от тел, голоса – отдельно от от людей. Автоматически повторяются вырванные из контекста породившей их ситуации фразы, слова утрачивают свой смысл: ключевые тезисы пробалтываются идиотически скоро, незначительные бытовые реплики декламируются с микрофонным усилением. Коммуникация утрачена, общение затруднено, понять кто, кому и что говорит в какой-то момент становится невозможно. Фигуранты спектакля существуют в мире фантомов: перелезают через отсутствующий забор, играют в несуществующие шахматы и выпивают воображаемый коньяк.

Сценограф Александр Шишкин поселил героев постановки в живущее по собственным законам искривленное пространство – на сцене Александринки установлен напоминающий гигантский трамплин покатый склон, покрытый белой материей. История “Изотова” буквально пишется с чистого листа: конструкция используется как экран для видеопроекций и компьютерной графики, условно намечающей многочисленные места действия и обозначающей их указательными надписями («Дача Изотова», «Библиотека», etc). На протяжении всего спектакля сначала рабочие сцены, а потом и сам Изотов срывают слои белой и черной ткани, комкая и выбрасывая неудавшиеся главному герою страницы романа его жизни.

Изотов - Виталий Коваленко



За снятым ближе к финалу последним покровом обнаруживается дека рояля – того, вероятно, на котором дядя Изотова должен был, нарушив многолетнее молчание, сыграть публичный концерт. О явлении гениального пианиста-затворника сообщается лишь на словах, сценически событие никак не артикулируется. Между тем фортепианная музыка Олега Каравайчука звучит с первой и до последней минуты спектакля: герои «Изотова» не слышат ее прекрасно-корявой гармонии, но от этого она не перестает существовать.

Это едва ли не главный режиссерский тезис: распаду человеческой сущности и окружающего ее пространства сегодня и всегда противостоит надмирная гармония сфер. Невидимая, неслышимая и неосязаемая, она единственная может сообщить современному миру цельность.

Эффектно-броское, физически весомое звучание рояля Каравайчука – незыблемое остинато «Изотова». Все прочее ускользает из рук: актеры вроде бы играют в бытовой психологической манере, но то и дело норовят выпрыгнуть из кожи своего персонажа. Режиссура ежесекундно ломает иллюзию жизнеподобности, неустанно напоминая об условности происходящего. По бокам сцены стоит батарея софитов – как на съемочной площадке, есть и операторская тележка с кинокамерой, и снующие с микрофонами ассистенты. Чтобы показать метель, на подмостки выкатывают снегодувную машину, чтобы изобразить ДТП – выбрасывают на сцену картонную модель авто, а актеров просят распластаться в травматических позах.

Художник Александр Шишкин - полноправный соавтор режиссера



«Главных персонажей здесь нет, здесь есть живые и мертвые. Вопрос только в том, кто живой, а кто мертвый» – ответ на эту реплику одного из героев «Изотова» в спектакле отсутствует. Есть только рекомендация: не толковать, поскольку «созданное один раз произведение могут разрушить только созданные много раз версии». Могучий напоминает: смысл жизни, как и смысл театра – в них самих. И жизнь, и театр – творящееся здесь и сейчас чудо, любая попытка раскрыть природу которого бессмысленна. К жизни лучше всего относиться с той детской непосредственностью, с какой премьерный александринский зал реагировал на сеанс фокусов, с блеском проводящийся в начале спектакля корифеями труппы Николаем Мартоном и Рудольфом Кульдом. В финале заглавный герой отбрасывает изматывающую рефлексию и уходит купаться: жизнь слишком прекрасна и слишком коротка, чтобы тратить время на высокие словеса. Лучше заняться «переживанием делания вещи», как выразился бы Виктор Шкловский.

Дмитрий Ренанский
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях