Итак, свершилось: в год 200-летнего юбилея со дня рождения Николая Васильевича Гоголя петербургский Комитет по культуре совместно со звукозаписывающей компанией «Медиа 1» выпустили в свет компакт-диск «Петербург читает Гоголя». Судьба издания складывалась нелегко: сначала его хотели издать к юбилею писателя, затем – ко дню рождения Санкт-Петербурга. Но не хватало то времени, то средств – и в результате презентационный тираж увидел свет только сейчас.
Среди тех, кто принял участие в проекте – политики, спортсмены, актёры, певцы. Гоголевский шедевр – повесть «Нос» – озвучили губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, председатель Законодательного собрания Петербурга Вадим Тюльпанов, государственный герольдмейстер Георгий Вилинбахов, писатель Даниил Гранин, актер и телеведущий Дмитрий Нагиев, знаток клуба «Что? Где? Когда?» Федор Двинятин, а также актеры Иван Краско, Светлана Крючкова, Елизавета Боярская, Зоя Буряк и другие известные петербуржцы.
В связи с этим в Комитете по культуре прошла пресс-конференция, после которой председатель Комитета по культуре Антон Губанков, автор идеи и художественный руководитель проекта, режиссёр Михаил Черняк, и участник проекта, художественный руководитель петербургского Театра эстрады Юрий Гальцев ответили на вопросы обозревателя «Фонтанки».
– Скажите пожалуйста, когда и откуда возникла идея выпуска подобного диска?
Антон Губанков: Эта идея возникла у Михаила Черняка. Хотелось сделать к юбилею Николая Гоголя что-то не совсем обычное, или что-то совсем необычное. Нечто такое, что стало бы не просто «мероприятием», а оставило долгий след в культурной жизни города.
Михаил Черняк: Кстати, взять для записи именно «Нос» Гоголя — это была идея Губанкова. «Нос» – это и гротеск Гоголя, и фантастическая, и трагическая, и петербургская составляющие его творчества.
– Однако художественный результат акции вызывает некоторое недоумение. Согласитесь, что даже существование разных актёров, прекрасно и профессионально читающих, в пределах одного небольшого текста, в разном темпоритме, с различными концепциями и отношениями к гоголевскому сочинению — это уже проблема. А уж озвучивание текста непрофессиональными людьми — глухо бубнящими, как Вадим Тюльпанов, или шепелявящими, как одна эстрадная певица, или свистящими на всех шипящих буквах, вряд ли можно признать «эталонным» или даже рекомендовать для школ.
Антон Губанков: Я вас уверяю: вот начнётся реализация этого диска, и уровень продаж Гоголя в книжных магазинах поднимется. Юрий Гальцев прав, народ надо привлекать к чтению, в том числе — и Гоголя. В этом проекте каждый из участников как будто вновь открыл для себя Гоголя; а сам факт подобной записи для многих слушателей — это некоторая интрига в прослушивании диска: а как, интересно, прочтёт Тюльпанов? А как Гальцев? Как Гранин? Прекрасными актёрами оказались Богачёва, Сенчина...
– Интересно, что же в этой истории первично: народ начнёт читать Гоголя из-за того, что в записи принимали участие первые лица Петербурга — или это интеллигенция возлюбит чиновников за то, что они читают Гоголя?
Юрий Гальцев: Смелый вопрос! Я даже задумался. Вот вечером приду домой, и специально весь диск сначала до конца прослушаю. Хотя, знаете — у нас ведь и певцы не поют, и танцоры не танцуют. Вот был я на проекте Первого канала «Две звезды», и замечательная актриса Барбара Брыльска вдруг спрашивает про одного участника (фамилию называть не стану): «Вот тут написано, что он — певец. Но ведь он совсем не поёт!» Алла Пугачёва ей в ответ говорит: «Да он не певец, он танцор!» Барбара удивляется ещё больше: «А танцует он ещё хуже!». Иосиф Бродский тоже не отличался шикарной дикцией — но ведь как он читал свои стихи! Так что проект это у нас такой, можно сказать, олимпийский: тут важно участие. Это же лучше, чем ставить «Ревизор» Гоголя с бандитами, ментами, депутатами, проститутками — как я сейчас в Москве в одном театре видел. А зал «тащится», публике наплевать: они на Гошу Куценко посмотреть пришли. Я даже задумался: может быть, именно таким образом надо классику «в народ» нести?
Антон Губанков: Вы напрасно смеётесь. Я ценю ваше чувство юмора, но эффект популяризации Гоголя даже в том, что многие СМИ напишут о самом факте выхода такого диска. Может быть, люди возьмут с полки книгу, прочтут — или заглянут в книжный магазин. Это действительно оказывает своё положительное воздействие. Уже после выхода диска мы задумали проект «Сказка со звездой» в рамках уже давно и успешно реализующейся программы «Театральная неотложка».
Михаил Черняк: Я, кстати, предвидел ваш вопрос и хорошо к нему подготовился. Понимаете, люди, которые не являются актёрами, и не должны читать хорошо. Но в данном случае «Нос» — это эстафета, которая переходит от чтеца к чтецу, и лично для меня Гоголь здесь не исчезает; все читают, как умеют, но делают это душой. Ведь могла Валентина Матвиенко мягко отказаться от всей этой истории — но она мгновенно согласилась. Не надо слушать этот диск, как художественное произведение. Это — как визитная карточка; Петербург читает Гоголя. А вот полное аудиособрание сочинений Гоголя, бесспорно, должны делать высокопрофессиональные актёры.
– У нас уже давно пропали из эфира многие радиоспектакли. Аудиокниг просто, по сравнению с западными странами, считай, нет...
Антон Губанков: Это трагедия, это огромная проблема. Надо возродить эту ленинградско-петербургскую традицию. Нужно издавать записи, которые наверняка сохранились на радио, нашу классику — теперь её послушать негде. А «Петербург читает Гоголя» – это не художественный проект, это — акция. И видите, просто из-за факта его реализации, какой круг проблем мы уже обсуждаем!
Гоголь — это хорошо, кто бы спорил. И то, что чиновники и спортсмены, политики и телеведущие прочли «Нос» – это тоже радует. Пусть интонации Невзорова напоминают приснопамятную «десятиминутку ненависти», Кирилл Набутов вещает текст то ли из камеры смертников, то ли из спортивной раздевалки, а Елизавета Боярская рубит предложения на такие мелкие кусочки, как будто задыхается от астмы. Однако настораживает перспектива: в следующем году (это будет год Чехова) тем же чиновно-гламурным составом будет записан один из рассказов Антона Павловича. Невольно вспоминаются замечательные слова булгаковского Филиппа Филипповича: «...Если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. ...Значит, когда эти баритоны кричат «бей разруху!» – я смеюсь. …Клянусь вам, мне смешно! Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займется чисткой сараев – прямым своим делом, – разруха исчезнет сама собой. Двум богам служить нельзя!».
Хотя времена нынче на дворе стоят удивительные: того и гляди, силами ЗакСа в Мариинском дворце «Дядю Ваню» поставят, а в Смольном начнут читать «Историю одного города» Салтыкова-Щедрина: по ролям и с выражением.
Кирилл Веселаго, Фонтанка.ру