В прошлом году такое случилось впервые, в нынешнем повторилось. Главные действующие лица петербургского театра, а также представители власти, курирующие культуру, собрались по формальному поводу открытия театрального сезона.
Идея собирать ведущих театральных деятелей города и представителей власти в неофициальной обстановке хотя бы раз в год возникла у председателя городского Комитета по культуре Антона Губанкова. И нельзя не отдать должное ее стратегической значимости. Поскольку еще совсем недавно поводы для встреч театрального сообщества и городского руководства были таковы, что лучше и не вспоминать, а «культурные» чиновники, поработав с полгода, обрастали ворохом анекдотов что называется «из жизни». Ситуация когда представителям городской и театральной власти не нужно прятаться друг от друга – это для Петербурга уже явный позитивный сдвиг.
С другой стороны, внутри театральной тусовки благолепия тоже не бывает. Театр, как известно, предприятие коммерчески убыточное. Как ни крути. Даже при постоянных аншлаговых залах, зрительские вливания не покроют и половины затрат на постановки. Что уж говорить про ремонт зданий и фестивальные проекты. Так что чиновник для театральных деятелей всегда будет кем-то вроде небожителя, а коллеги из других театров – кем-то вроде конкурентов перед лицом этих небожителей и спонсоров. Так что «доброго человека» в театральном сообществе найти крайне сложно. Но ощущение, что театральное пространство Петербурга совей герметичностью подобно подводной лодке, все-таки побуждает к корректности.
Впрочем, режиссер вечера Гарольд Стрелков, одного доброго человека в театральном Петербурге все же нашел, причем в подвластной ему труппе Театра им. Ленсовета. Артист Александр Новиков и раньше славился сочетанием нежелчного чувства юмора и умения рифмовать слова в тему (это ему принадлежит строка, вошедшая в историю: «Не кукольных театров нет»), и нынче перед двумя grand-dame – Валентиной Ивановной и Аллой Юрьевной – не осрамился, обойдясь без лицемерия.
Начинался его конферанс в Белом зале Театра Комедии им. Н.П.Акимова так: «Сказать, я думаю, уместно,// И вы поддержите оратора,// Что собрались мы, если честно,// Чтобы увидеть губернатора». Зал грохнул и зааплодировал. Уж больно точной оказалась шутка. Воде бы культурные власти нынче к народу заметно приблизились, особенно к театральному. Ни один юбилей в театрах города не прошел без участия г-жи Матвиенко. И дела театральные вроде движутся: гранты выделяются не абы кому, а Лаборатории молодых режиссеров, например, или отличному, но пока бездомному театру «Кукольный формат». А кому-то и помещения находятся – скажем, Льву Эренбургу и его Небольшому драмтеатру (НДТ или НеБДТ, как шутят в околотеатральных кругах). И здания театральные строятся и ремонтируются, вопреки кризису. И г-жа Матвиенко даже пообещала, что каждый раз такие вот встречи будут происходить в только что отстроенном или, как минимум, в капитально отреставрированном здании. Но гоголевская традиция чиновничьей неприступности в Петербурге сохраняется, как нигде. На юбилеи театров, а иногда и артистов, губернатор приезжает, но, спустя минут 15 после своей речи, незаметно исчезает из зала, и легче поставить пять новых спектаклей, чем добиться приема в Смольном – да еще не попасть бы под горячую руку. Короче, вспомните, чем закончилась история несчастного Акакия Акакиевича Башмачкина.
А тут, на так называемом открытии сезона, который, как справедливо заметил г-н Новиков, «давно уже шагает или, как минимум, идет» (о чем свидетельствует приближающийся Новый год, пришедшийся в рифму), такое недосягаемое начальство – рядом, с ним можно даже выпить и закусить. Можно начать серьезный разговор: в строгом кабинете его гораздо легче продолжить, начать с нуля многократно сложнее. Можно поговорить одновременно с гг. Губанковым и Маниловой, и тогда насущная и по большому счету несложная проблема вдруг возьмет да и решится чудесным образом, без бюрократических проволочек. Участники Лаборатории молодых режиссеров – той самой, которой особенно покровительствует г-н Губанков и о которой уже не раз и не два с гордостью упоминала губернатор (и гордиться, поверьте, есть чем), -- решили даже совершить некий магический акт. Подхватили под руки гг. Матвиенко и Губанкова, вывели их на маленькую сцену и заставили участвовать в ритуале дарения Лаборатории театрального здания с колоннами – бумажного, разумеется. Ведь есть же в футболе примета: если мяч влетел в ворота противника даже из положения вне игры, настоящий гол не заставит себя ждать. Впрочем, этой самой Лаборатории уже обещано нынешнее помещение Театра «Буфф», когда последний переедет в новое здание.
Заздравная речь губернатора длилась минут пятнадцать, и, стоит признать, в городской театральной ситуации г-жа Матвиенко на данный момент ориентируется так, как ни один, на моей памяти, прежний градоначальник. Вообще-то если быть до конца справедливыми, то ложку дегтя в бочку меда в этот вечер добавила как раз концертная программа. К ней г-н Стрелков мог бы отнестись и более ответственно. Поскольку абсолютное большинство публики составляли все же не работники колбасного цеха и не любители программы «Аншлаг». А руководители театров, которые на своем веку сами организовали концертов достаточно, чтобы адекватно оценить талант Виктора Кривоноса и «цыганского табора» из нашего Мюзик-холла.
В прошлом году театралов развлекали солисты Санкт-Петербург Оперы, и это было хоть и не смешно, но все-таки и не стыдно.
Жанна Зарецкая
Фонтанка.ру