В наш прокат редко выходят европейские, а тем более, французские фильмы. Но если фильм сделал не Люк Бессон, единственный способ заманить зрителя – громкая реклама и известные актерские фамилии. Фильм французского режиссера Марины де Ван «Не оглядывайся» («Ne te retourne pas») этим требованиям соответствует – афишами, на которых красуются топовые европейские актрисы, Софи Марсо и Моника Беллуччи, играющие главные роли, увешан весь город.
Однако уже первые десять минут фильма демонстрируют, что европейский кинематограф похож на американский значительно больше, чем мы предполагаем, и это вряд ли пошло ему на пользу. Первые ассоциации, которые вызывает фильм Марины де Ван «Не оглядывайся» это, конечно, «Превращение» Кафки. Как и несчастный Грегор Замза, героиня фильма тоже превращается, но не в насекомое, а сама не знает в кого. И хотя в фильме превращение выглядит почти так же устрашающе как у Кафки, на выходе оказывается далеко не таким трагичным. Поэтому «Не оглядывайся» сравнения с новеллой пражского мистика не выдерживает, зато сильно напоминает другую историю про превращения – кэрролловскую «Алису в стране чудес», тем более что, как и Алиса, героиня Марины де Ван самым натуральным образом становится то выше, то ниже ростом. И для этого ей совершенно не нужен флакончик с надписью «Выпей меня!».
Эти и другие неприятности случаются с героиней Софи Марсо – благополучной парижанкой среднего возраста и средних же писательских способностей – в тот момент, когда она мучается над очередной книжкой. Разрываясь между творческими поисками и обязанностями жены и матери, она начинает замечать, что вокруг нее творится нечто странное. Некоторые вещи вроде бус от Булгари исчезают, зато другие – фотографии – появляются. А на фотографиях этих запечатлена какая-то незнакомая тетка с лицом Моники Беллуччи. Потом начинают меняться лица родных и близких, причем происходит этот процесс неспешно и начинается почему-то исключительно с глаз. Устрашающе медленно темные очи мужа (Андреа Ди Стефано) и сына героини становятся небесно-голубыми, черты искажаются, и значительную часть экранного времени они ходят форменными монстрами, пугая ее и зрителей асимметричными лицами, бровями разной формы и глазами разного цвета.
Когда все эти трансформации заканчиваются, героиня оказывается обладательницей новых детей и совершенно незнакомого мужчины в качестве законного супруга. Но вместо того чтобы обрадоваться этому неожиданному повороту своей заурядной буржуазной жизни – а подобное вполне нормально для такого борца с пороками общества потребления как Марина де Ван, – героиня сильно нервничает и даже обращается к психиатру. Некоторое время, правда, сохраняется слабая надежда, что эти сложные визуальные эксперименты режиссер затеяла для того, чтобы показать – всякая обремененная семейством современная женщина мечтает начать жизнь с начала. Но надежда исчезает, когда начинает меняться сама героиня. Так же медленно, как и ее родные, Софи Марсо превращается в Монику Беллуччи. И здесь уже становится не до шуток, потому что процесс этот сопровождается нешуточными страданиями, а визуально напоминает неумелые эксперименты в «фотошопе».
Но самое страшное оказывается еще впереди – когда вместо родной мамы перед героиней предстает совершенно незнакомая женщина, она окончательно перестает понимать, что с ней происходит и кем она теперь является. Чтобы узнать правду, видоизмененной героине «Не оглядывайся» придется окончательно уподобиться Алисе: как в кроличью нору, нырнуть в собственное прошлое, совершить путешествие, познакомиться с новыми персонажами. И наконец, уменьшиться, а потом и увеличиться в размерах. Впрочем, в отличие от Алисы, героиня фильма уже довольно взрослая тетенька. Но, несмотря на возраст, она остается удивительно инфантильной и не понимает, что проживает чужую жизнь.
Плохо то, что для демонстрации этой серьезной психологической проблемы режиссер выбирает очень экстравагантные способы. Теперь, чтобы показать душевные метания, европейские кинематографисты городят вот такие иррациональные коллажи. Да еще и отбирают их в официальную программу Каннского фестиваля. Лучше бы Марина де Ван сняла просто хороший хоррор.
Елена Некрасова
Фонтанка.ру