Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Власть Игорь Михайлов: Со мной поступили не как со своим

Игорь Михайлов: Со мной поступили не как со своим

1 334

Таких громких скандалов в политической жизни Петербурга не было уже давно. Уполномоченного по правам человека Игоря Михайлова отстранили от должности - быстро, жестко и неожиданно. Законодательное собрание обвинило его в причинении ущерба авторитету госвласти, а также в коррупции и фактически в предательстве. Омбудсмен Игорь Михайлов дал свое первое после отстранения от должности интервью коллегам «Фонтанки» из газеты «Ваш Тайный Советникъ».

«Вахмистров просил покаяться»
- Подобные отставки не происходят просто так. Кому вы перешли дорогу?

- Ответить на этот вопрос я не могу. Я сейчас сам ищу факты, пытаюсь понять, что произошло. И почему так... жестоко.

- Но, наверное, у вас есть хотя бы версии?

- Вся ситуация для меня абсолютно неожиданная. Я не вмешивался ни в чью деятельность. Я не мог пересечься с чьими-то интересами, так как не имею никаких бизнес-новаций. Никаких действий, направленных на какую-то смену власти, не предпринимал. Единственное, что мне приходит в голову, - версия, связанная с защитой прав дольщиков по одному из адресов. Там лиц, которых, по идее, надо привлекать к уголовной ответственности, сейчас заставляют раскошеливаться и компенсировать нанесенный ущерб. Но возможно, это совпадение...

- А что за адрес?
- Не гадайте! Если вы назовете адрес, то лишите людей будущего. Их выкинут на улицу, и люди безнаказанно останутся без жилья. Пожалейте простых-то...
- В СМИ обсуждается версия, что ваше увольнение было необходимо для проведения рокировки в Законодательном собрании - чтобы освободить место для других.
- Я читал. Задам встречный вопрос: а я здесь при чем?! Если ситуация действительно такова, то делать-то все надо по-человечески! А мне было предложено в беседе с вице-губернатором Вахмистровым покаяться и уйти в отставку. С возможными перспективами последующей реанимации. То есть через два-три месяца, и то не факт, мне бы нашли какую-нибудь должностишку в органах госвласти. По сути, мне предлагали политическое самоубийство.
- А в чем вам нужно было покаяться?
- Мне было сказано: «Кайся, в чем хочешь!» Хочешь, в том, что вел политическую деятельность. Но это самоубийство. Хочешь, в том, что не уследил за аппаратом. Совсем смешно! Я Александру Ивановичу задал вопрос: а в чем суть-то? Но так и не получил ответа, который бы давал мне ясно понять, что я кого-то подвел. Позже из бесед с другими я понял, что я никого не подвел. Я просто сейчас мешаю. А в чем - мне никто не объясняет.
"Разбитое зеркало действующей власти"
- Считается, что обычно в корне всех событий лежит борьба за власть, деньги или женщину. Может быть, в чем-то из этого кроется одна из причин?..
- Женщину исключаем сразу, потому что с ближайшим окружением Вадима Альбертовича я абсолютно не знаком. Деньги? У меня нет такого бизнеса, который бы мог помешать Вадиму Альбертовичу. И третье: какую власть могут делить уполномоченный по правам человека с председателем Законодательного собрания? Уполномоченный по правам человека вообще фигура не властная. Я - зеркало действующей власти. И вот это зеркало сегодня разбили! Зеркало в моем исполнении показалось неудобным.
- Вадим Тюльпанов поддерживал вашу кандидатуру во время выборов омбудсмена. Из-за чего вы поссорились?
- Что прошлое вспоминать! Но мы с ним не ссорились и не ругались, потому что у нас нет личных отношений. Мы три раза в год созванивались, когда возникали какие-то вопросы. Да и то по его инициативе.
- Вас выбирали уполномоченным со скандалом. Уходите тоже со скандалом. Вы по жизни скандальный человек?
- Нет, ни в коем случае. Тут другое. Один человек мне сказал: «Игорь, а ты не думал о том, что по каким-то стандартам ты просто во все это не вписываешься? Что не твое это - ни политика, ни омбудсменство». Похоже, получается, что даже в нынешней ситуации со мной обошлись не как со своим.
"Сердюков ничего не докажет"
- Говорят, что вы оказывали давление на областной избирком, что сотрудники вашего аппарата участвовали в избирательной кампании в Ленобласти, в поселке Рахья...
- Они имеют право. Имеется всего лишь одно письмо, в котором я прошу дать возможность аппарату уполномоченного присутствовать при работе Всеволожской территориальной избирательной комиссии. Я имею право обращаться с такими просьбами. Мы ни на кого не давили, никому жить не мешали.
- В «обвинительном заключении» ЗакСа говорится о том, что вы вступались за главу областного поселка Рахья...
- Для начала - она петербурженка по месту регистрации. Разговор шел об ее отстранении от должности главы администрации поселка Рахья. Но в этом поселке даже нет своего бюджета. То есть он не обременен никакими предполагаемыми аппетитностями или вкусностями, за которые можно было бы бороться.
- А все-таки что у вас в Рахье? Может, дача?
- Дачи у меня там нет - это легко проверяется. Ситуация с главой поселка была год назад. А сегодня с Рахьей связаны три человека из моего аппарата. Рахью ребята выбрали только потому, что это абсолютно неприметный, очень маленький поселок, где ничего особенного не происходит. У них был чисто профессиональный интерес - изучить, как работает местное самоуправление в области. Поверьте - никакого прицела на Рахью лично у меня нет. Это совпадение.
- Вас также обвиняют в том, что вы отправляли отчеты губернатору Ленобласти Валерию Сердюкову, хотя это не входит в вашу компетенцию.
- Я не отправлял ему отчеты. Сердюков ничего не сможет предъявить.
- Вы были в среду в приемной Бориса Грызлова в Москве. Удалось поговорить?
- Ну, был. Поговорить удалось. Но не с Грызловым. Я не буду говорить, с кем я разговаривал и о чем. Ни к чему. И почему все думают, что я там кого-то нагнуть пытаюсь? По моему мнению, весь этот конфликт высветил один интересный аспект: мы не закону подчиняемся, а чьей-то личной воле.
- Вы ведь были членом «Единой России». Собираетесь восстанавливаться в партии?
- Я приостановил свое членство. Оглядываясь назад, пришел к выводу, что партия - штука хорошая. Но на сегодняшний день я подумаю, нужно ли мне сейчас где-то зачем-то восстанавливаться.
«Не хочу слюнявости»
- Ваш прогноз: как дальше будут развиваться события?
- В пятницу я подал заявление в суд. Я опротестовываю постановление Законодательного собрания о моем отстранении от должности. Какие у меня основания? Ну, например, в Уставе Санкт-Петербурга норма о должности уполномоченного не содержит положения о досрочной отставке.
- На время суда вы будете продолжать исполнять свои обязанности?
- С точки зрения закона ситуация довольно сложная. Есть норма: пока не избран новый омбудсмен, действует старый. Поэтому сейчас вы разговариваете с уполномоченным по правам человека Михайловым Игорем Павловичем. Другое дело, что, пока я буду оспаривать постановление Законодательного собрания, могут избрать новым уполномоченным кого-то из депутатов. И этот товарищ должен будет написать заявление о добровольном сложении депутатских полномочий. И тут я выигрываю суд... А обратно этого депутата уже никто не возьмет.
- Если вас восстановят в должности, мстить врагам будете?
- Нет. Это будет не месть, просто в публичном судебном порядке с каждого попрошу объяснений. Я заставлю их отвечать за клевету.
- А если не восстановят, чем будете заниматься?
- Подумаю. Мыслей хватает.
- Политика? Бизнес?
- Какая политика, если все сформировалось давным-давно! Со мной получилось - как в одном фильме. Помните: «Загремишь под панфары!» Вот «панфары» звенят, и я гремлю потихонечку... Надеюсь, что люди-то понимают, что происходит абсолютно ничем не мотивированная расправа: мне выписывают волчий билет. Без предъявления реальных претензий. Но я могу сказать всем, что оптимизма не теряю. Должность уполномоченного останется - независимо от того, выиграю я суд или нет. Поэтому я хочу успокоить граждан: кто бы ни заменил меня, пусть знают - ничего не происходило в этом органе, что бы его опорочило. Надеюсь, что он и дальше будет работать на пользу граждан.
- Как ваша семья относится к происходящему?
- Все переживают, безусловно. Я даже говорить об этом не хочу, потому что не хочу слюнявости... Да, меня поддерживают. Да, я нуждаюсь в такой поддержке. Но это к делу не относится. У меня нет ни злости, ни обиды. Чувствую только удивление и непонимание: понять бы причину...
- Без куска хлеба не останетесь? Есть на что жить? - Вопрос неуместен. Я - мужчина. Я должен кормить семью. Найду, чем заниматься.
Беседовала Елена Роткевич

Также читайте материал в номере газеты "Ваш Тайный Советникъ" от 26-го октября

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях