Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Кино ТВ на неделе: Колчаком по Штирлицу, или «Первый» наносит ответный удар (фото)

ТВ на неделе: Колчаком по Штирлицу, или «Первый» наносит ответный удар (фото)

685

«Первый канал» ответил на проведенную «Россией» премьеру сериала «Исаев» показом 10-серийного фильма «Адмиралъ» – телеверсии одноименного блокбастера об Александре Колчаке, вышедшего на экраны год назад. Получился не просто медийный – настоящий идеологический поединок: «белый» Колчак в одном углу телевизионного ринга, «красный» Исаев-Штирлиц – в другом. В роли рефери выступает зритель.

Уже сейчас понятно, что «Исаев» – главная надежда «России» в новом сезоне – не оправдал возложенных на него ожиданий. Сериал получил весьма скромный для проекта такого уровня рейтинг (10% в первый день показа, что вдвое меньше, чем было у премьерных серий «Ликвидации») и довольно сдержанные отклики критиков. Не знаю, как отреагировали на «Первом» на такую неудачу своего главного конкурента. Может быть, откупорили шампанского бутылку и выпили за провал Штирлица. Скорее всего, люди с «первой кнопки» вели себя более благородно. Все-таки героем их нового телеромана является адмирал Колчак, а уж он-то не стал бы глумиться над поверженным врагом. Манеры не те.

«Первый», решивший ответить на эпопею о юности Штирлица телесериалом «Адмиралъ», рисковал не меньше «России», покусившейся на священные для нашего человека «Семнадцать мгновений весны». Начнем с того, что киноверсия телеромана о Колчаке вышла на экраны еще год назад. Тогда «Адмиралъ» стал для «Первого» главным кинематографическим проектом сезона – со всеми вытекающими отсюда последствиями вроде агрессивного и беспардонного пиара. Так что «новинкой» 10-серийный телепроект «первой кнопки» язык не поворачивается назвать. Разумеется, авторы сериала обещают нам: телевизионная версия будет кардинально отличаться от двухчасовой картины.



В частности, только в телеромане появятся персонажи Виктора Ракова, Андрея Руденского, Кирилла Пирогова и Ларисы Малеванной. Характеры некоторых других героев «Адмирала» – например, супруги Колчака Софьи Федоровны, сыгранной Анной Ковальчук, – в сериале будут раскрыты более полно, а отдельные сюжетные линии, лишь намеченные в кинокартине, получат здесь дальнейшее развитие. Наконец, у многосерийной версии будет совершенно иной финал.

Создатели «Адмирала» называют свой продукт уникальным и отмечают, что впервые в практике мирового кинематографа одновременно снимались два абсолютно самостоятельных проекта – полнометражная картина и ее сериальная версия. В одних и тех же декорациях велись съемки сцен, относящихся к разным сюжетным линиям. Кроме того, использовались камеры нескольких типов: 35 мм для полнометражной ленты и 16 мм – для телесериала. Все эти премудрости должны, согласно замыслу авторов, способствовать решению основной творческой задачи – представить объективный взгляд на личность главного героя. «Многосерийный фильм "Адмиралъ" – это эпопея, в ней значительно больше точек зрения на судьбу адмирала Колчака, появляется больше сюжетных линий и героев», – заявляет режиссер Андрей Кравчук в интервью «Первому каналу». А продюсер киноленты и телесериала Анатолий Максимов, немного противореча своему коллеге, добавляет: «"Адмиралъ" – это попытка высказаться от лица проигравшей стороны... Открытие "Адмирала" для нас было в том, что красные – не плохие. Они были идеальными менеджерами, которые в ситуации национальной катастрофы выбрали единственный способ избежать коллапса... Наша задача была показать правдоподобную версию событий, немножко отойдя от большевистской интерпретации истории».

Фраза про «большевистскую интерпретацию истории» звучит в данном случае как выпад в сторону авторов «Исаева», которых за последние две недели только ленивый не обвинил в героизации и романтизации «кровавых чекистов». Впрочем, и создатели «Адмирала» выбрали для своего проекта не самого простого с идеологической точки зрения персонажа. Ведь не все у нас в стране смотрят на историю глазами Никиты Михалкова. Не каждый готов восторгаться Александром Колчаком и видеть в нем исключительно великого патриота своей отчизны и блистательного офицера, певшего перед расстрелом (как гласит легенда) романс «Гори, гори, моя звезда». Многие скорее вспомнят о «белом терроре» и десятках – а то и сотнях – тысяч людей, уничтоженных колчаковцами.

Авторы фильма «Адмиралъ» об этой стороне деятельности Колчака предпочли не говорить. Думаю, в сериале данная тема также останется без освещения. Больно уж не соответствуют сведения о масштабах белогвардейского террора в Сибири (где сторонниками адмирала была создана целая сеть концлагерей, а несогласные с его властью вырезались деревнями и селами) тому возвышенно-романтическому, выхолощенному образу, который стремятся сотворить авторы телеромана. Зато в новом сериале будет подробно изложена история любви Александра Васильевича и Анны Тимиревой (Елизавета Боярская) – супруги сослуживца Колчака. Роман этот овеян трагизмом и ощущением надвигающейся катастрофы, поэтому закономерно, что главные герои, едва познакомившись и еще даже не успев соединить уста в поцелуе, уже прощаются (причем якобы навсегда).

Далее все происходит по сценарию «Титаника», на масштабы и стилистику которого явно ориентировались создатели «Адмирала». С той лишь разницей, что вместо одного гигантского корабля в телесериале Кравчука тонет целая страна. И вот уже слышен звук лопнувшей струны, а на палубу смертельно раненой империи падают куски коварного айсберга. Читай: полупьяная матросня, подстрекаемая отвратительными агитаторами с внешностью мента-маньяка из «Груза 200», поднимает на штыки господ офицеров, семья Александра Васильевича вынуждена бежать из охваченного революционной смутой Петрограда, его облаченная в меха возлюбленная отправляется в ледяную Сибирь. Финал драмы известен: Колчак одним из первых присягнет на верность Временному правительству, затем сам станет Верховным правителем России, а в 1920-м будет расстрелян на берегу реки Ушаковка по постановлению Иркутского военно-революционного комитета.



Сериально-кинематографический образ адмирала Колчака получился довольно любопытным. Строго говоря, образа как такового, характера мы практически не видим. Есть артист Хабенский, механически выполняющий определенную последовательность действий: командующий военным кораблем, объясняющийся с ненаглядной Анной Васильевной, усмиряющий революционную толпу и т.д. Причем на протяжении всех четырех серий, уже показанных «Первым каналом», исполнитель главной роли появляется в кадре с одним и тем же усталым и чуть высокомерным выражением лица. С другой стороны, образ Колчака прописан в сценарии «Адмирала» как нечто совершенно цельное и однозначное. Это верный сын отечества, рыцарь без страха и упрека, примерный христианин, человек чести, пожранный эпохой бесчестия и безбожия. Перед нами – идеальный герой глянцевого державно-патриотического телеаттракциона.

Интересно, что тот же юный Исаев в сериале Урсуляка смотрится этаким чекистским Гамлетом, мучительно сомневающимся в правильности своего жизненного выбора и не могущим однозначно ответить на вопрос «А Максим Максимович за красных или за белых?». Колчак в «Адмирале» – дело другое. Он четко знает, что воюет за веру и отечество, и ради спасения последнего готов сотрудничать хоть с безвольным Керенским, хоть с подловатым французским генералом Жаненом, хоть с самим чертом. Насчет черта, правда, не уверен: Колчак и его соратники выглядят в телесериале и кинофильме людьми глубоко религиозными. Они непрестанно крестятся и вспоминают Господа Бога – дарит ли Александру Васильевичу Николай II (Николай Бурляев) иконку с многострадальным Иовом, отпиливают ли ножовкой отмороженные ноги генералу Каппелю (феерическое появление на экране Сергея Безрукова, вдохновившее зрителей на сочинение чернушных шуток про «актера Безногова»), произносит ли сам адмирал клятву при вступлении в должность Верховного правителя.



Короче говоря, с насыщенностью содержания православно-имперскими ценностями в новом телеромане все в порядке. Мы – русские, с нами Бог, и не надо грустить, господа офицеры. Вот только не примет такую идеологическую начинку и подобное «одноцветное» видение истории расколотое российское общество. И вообще: несчастные у нас телезрители! Не дают им продюсеры спокойно жить – все взывают к гражданской совести аудитории и требуют определиться: с кем вы, господа-товарищи? C чекистом Бокием или с белым адмиралом Колчаком? Голосуйте пультом! И с наступающим вас Днем народного единства.

Сергей Ильченко-мл.
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях