Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Финансы Увидев себя на экране, должники заплатят через терминалы

Увидев себя на экране, должники заплатят через терминалы

220
uralpolit.ru

Главный судебный пристав страны Артур Парфенчиков в очередной раз привез в Петербург новшества в борьбе с неплательщиками. Среди них идея показать должников на большом экране всему городу и упростить им процедуру расставания с деньгами. Кроме этого, выяснилось — приставы не хотят тратить время и бюджетные деньги на взыскание небольших сумм.

Пожалуй, даже сложно выделить самое главное из того, что предлагает внедрить на берегах Невы глава федеральной службы судебных приставов (ФССП) Артур Парфенчиков. Город, где он еще несколько лет назад возглавлял местное Управление ФССП, уже не первый год оказывается плацдармом по обкатке большинства экспериментов ведомства. От ограничения в поездках за рубеж до введения системы мониторинга на дорогах «Поток-Д», который, по словам приставов, позволил повысить собираемость транспортного налога на миллиард.

Долг платежом через терминал красен

Очередная партия полезных новинок и пилотных проектов будет запущена в Петербурге в конце октября. Одно из основных — совместный со «Сбербанком» проект по оплате долгов через терминалы. Электронные переводы уже достаточно давно используются, например, в Ростове или Тюмени, отметил директор ФССП Артур Парфенчиков, однако принципиальное отличие петербургского «пилота» заключается в возможности не только заплатить, зная о долге, но и получить информацию о наличии взысканий. Таким образом, введя номер паспорта и персональные данные (фамилию, имя, отчество) можно будет моментально расплатиться со всеми долгами.

Заметим, правда, что, зная эти данные, информацию о ваших долгах сможет получить и любой другой человек (с продаваемыми на рынками крадеными базами данных, номер паспорта уже давно не является секретной информацией). Однако, это судебных приставов не смущает — в Европе, по словам Артура Парфенчикова, такая информация вообще является открытой.

Логика приставов в данном случае проста: не доводить до принудительного исполнения, при этом мотивировать людей на самостоятельную оплату пени, штрафов и тому подобного. «Если взять штрафы ГИБДД, которые исчисляются незначительными суммами, большинство их не платит потому, что не хочет тратить время на стояние в очередях и оформление сопутствующих документов, - пояснил логику должников Парфенчиков, - я считаю, что нужно или обжаловать постановление об административном правонарушении и взыскании штрафа, или платить». Однако, чтобы всем было удобнее — и вводится система расчетов через терминалы. Экономический эффект от этого главный пристав рассчитать не взялся, предложил подождать первых результатов: «я апеллирую категориями права, а не экономическим показателями, для нас такая мера, как минимум, приведет к увеличению числа добровольных исполнений». Впрочем, цифру он все-таки привел: в Ростове за 9 месяцев этого года через терминалы взыскано порядка 35 миллионов рублей.

Немаловажным фактором при переходе на электронные расчеты для Артура Парфенчикова является и то, что появляется возможность ухода от пресловутой коррупционной составляющей. Должностное лицо, в данном случае пристав-исполнитель, не будет контактировать с финансовыми потоками.

Отказаться от «мелочевки»

Кроме работы с банками, есть у Парфенчикова и еще один способ по повышению эффективности деятельности Службы в части экономии госбюджета. Пять миллиардов в год можно будет не расходовать впустую, если провести законопроект, устанавливающий минимальный порог для принудительного взыскания долга хотя бы в пятьсот рублей. «Мы не должны палить из пушки по воробьям, - заявил Парфенчиков, - я не считаю, что это оправданно взыскивать с должника 3 рубля, когда минимальная стоимость исполнительного производства (из расчета трудозатрат и сопутствующих расходов, например, на бумагу и чернила — прим. ред.) 300-400 рублей в зависимости от региона».

Соответствующий проект закона уже предложен для принятия рядом членов Совета Федерации. В его принятии ФССП готова принимать самое активное участие. При этом директор Службы уверен, что эту инициативу охотно примут и в бизнес сообществе, и простые граждане. Среди мер, предлагаемых приставами, суммирование долгов и даже их списание, однако это не означает, что платить даже по самым мизерным счетам не надо, но «процедуру нужно сделать максимально доступной и простой дабы мотивировать должников на самостоятельное погашение», настаивает главный пристав.

Звезды экрана поневоле

Тех же, кого уговорить платить по счетам не удалось — объявленных в розыск — теперь покажут на больших экранах. Портреты и имена должников будут транслировать на электронных табло по городу уже с конца октября. Такой способ влияния уже успешно применяется в Нижнем Новгороде. Всем считающим, что таким образом нарушаются права на персональные данные, директор ФССП напоминает: эти люди — потенциальные субъекты уголовного преследования и их невозможно найти иным образом. Эффект от применения подобной меры в Нижнем оказался даже выше предполагаемого: «нашлись» не только те, кто «засветился», но и те, кто не хотел бы появиться на экранах.

Последнее нововведение относится к числу тех, что российские приставы взяли у своих зарубежных коллег: в Штатах лица алиментщиков печатают на коробках пиццы и пакетах с молоком, а тем, кому вынесен запрет на использование транспортного средства, на колеса надевают колодки — розового или синего цвета в зависимости от того, сына или дочь обделяет своим вниманием нерадивый родитель.

До таких демократических мер в России пока еще не дошли, однако уже есть планы по вынесению ареста на специальные права граждан или организаций, например, на пользование лицензией. Здесь речь идет и о водительских правах, и о лицензии на охоту или иной вид деятельности. Впрочем, наше законодательство оказалось более либеральным — и отобрать специальное право не позволяет, если оно распространяется на ту деятельность, которая является источником основного дохода должника. Для того, чтобы эта система заработала наравне, например, с ограничением на выезд за рубеж, нужно вносить корректировки в законодательство.

На работу устроят приставы

С этого года судебные приставы стали активно сотрудничать с биржами труда, за 9 месяцев по стране удалось устроить на работу 15 тысяч человек из числа тех, кто объяснял уклонение от уплаты алиментов отсутствием источника средств к существованию. Директор ФССП Артур Парфенчиков не идет по пути непременных крайних мер, в частности, административного ареста, если есть возможность разрешить ситуацию «мирным» путем. С начала года приставами выявлено порядка 30 тысяч преступлений по признакам, предусмотренным 157-ой статьей УК РФ, перешедшей, с недавнего времени, под юрисдикцию службы. Пока эта сфера еще «утрясается», отрабатывается механизм особого контроля и методик воздействия. В частности, ограничение выезда за рубеж именно алиментщикам позволило взыскать порядка 60 миллионов рублей по стране.

«Гастарбайтеры, уезжающие работать в другую страну, чтобы поддерживать свою семью, оставшуюся на родине, вызывают у меня уважение, - попенял Парфенчиков российским родителям, не пекущимся о благосостоянии собственных отпрысков. - Я не понимаю, когда в 100 километрах от Москвы человек заявляет, что не может найти работу — езжай в ближайший крупный город и работай. Наша позиция по этому поводу максимально жесткая».

Не думай о процентах свысока

Столь категоричная позиция, тем не менее, не является залогом высоких показателей работы службы. По планам, озвученным Артуром Парфенчиковым, к 2010 году ФССП должна выйти на показатель 80% по исполнению судебных решений. Петербург и область уже в этом году оказались близки плану — 72 и 73 процента соответственно. Для сравнения, еще в 2006 году цифра была намного ниже — всего около 36%. Впрочем, директор ФССП заметил, что в Службе «скептически относятся к подобным расчетам, исследуя процессы, которые стоят за этими процентами».

Еще один показатель, который не фиксируется в отчетности, однако от этого не становится менее значимым — сумма взысканий по решениям. На сегодняшний день в Петербурге он составляет порядка 36 процентов, что в целом выше среднероссийского (33-35%). В идеале необходимо в полном объеме исполнять каждое второе производство. Причины для столь низких показателей кроются в реальных возможностях должников. Особенно это касается производств по крупным суммам, когда физическое или юридическое лицо просто не может заплатить больше. Поэтому приставы объективно оценивают реальные возможности и взыскивают исходя из них. В этом случае 100% - вообще недостижимая цифра.

Увеличивать КПД предлагается исходя из опыта иностранных государств. В частности, по примеру Скандинавии, отечественные приставы стали активнее заниматься розыском имущества, в том числе и переписанного на третьих лиц - это касается не только граждан, но и компаний. Уже разработана и активно внедряется методика по возвращению такого имущества. Так, уже есть прецеденты по признанию ничтожными сделок по передаче собственности, на которую впоследствии обращалось взыскание.

Ксения Потеева, "Фонтанка.ру"

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях