Одна важная премьера, одна приятная гастроль, один немножко печальный юбилей и одно довольно интересное соревнование. Путем арифметического сложения получается довольно много событий.
Чем докажете, что вы Могучий?
Полагаю, как всегда, найдется чем. Андрей Могучий давно и по праву носит звание петербургского режиссера-авангардиста номер один, а с тех пор, как он стал штатным режиссером Александринки, пресловутый авангард обрел наконец в городе легитимацию в академических стенах, где, конечно, ему – художественному течению со столетней историей – самое и место. Куда неожиданней тот факт, что именно на большой сцене Александринки открыли в этом году зеленую улицу современным драматургическим текстам. В феврале худрук театра Валерий Фокин выпустил «Ксению. Историю любви» по пьесе Вадима Леванова (сейчас этот драматург получил от театра заказ на литературную обработку прозаического подстрочника «Гамлета» для будущей фокинской постановки). Новый спектакль Андрея Могучего «Изотов», премьера которого состоится в пятницу 23 октября (начало в 19.00), – фантазия на темы пьесы Михаила Дурненкова «Заповедник».
Жанр спектакля определить нелегко: это и фантасмагория, и бурлеск, и комедия абсурда, и экзистенциальная драма. Тут есть герой нашего времени беллетрист Изотов (Виталий Коваленко) – присутствуют его любовь и любовница, муки совести и дерзкий вызов судьбе. А вокруг очень странный мир, поддержанный сценографией Александра Шишкина и музыкой Олега Каравайчука, – мир, в котором время остановилось, кругом полно загадочных голландцев, а заправляют ангелы-фокусники (Николай Мартон и Рудольф Кульд).
Невредные гастроли
Судя по названию московского театра «Школа современной пьесы», он-то современные тексты должен ставить пачками. Но это не совсем так – к выбору драматургов руководитель «Школы» Иосиф Райхельгауз относится строго, предпочитая немолодых и широко известных. Здесь идут пьесы Злотникова, Гришковца, Улицкой, Акунина, Юрского – и пусть трое последних прославились отнюдь не на драматургическом поприще, но зато люди хорошие и добрые друзья «Школы». Дружескую атмосферу тут ценят превыше всего и обожают всевозможные шутихи, шарады и капустники. Из этой серии – «Чайка. Настоящая оперетка», которую гастролеры покажут 24-го и 25-го на сцене «Балтийского дома» (начало в 19.00). По мотивам хрестоматийной пьесы Чехова поэт-юморист Вадим Жук сочинил комические куплеты, а композитор Александр Журбин положил их на легкую музыку. И не беда, что Аркадина Ирины Алферовой и Дорн Альберта Филозова довольно неумело танцуют и откровенно плохо поют; это входит в условия игры. Профессиональных актеров хлебом не корми – дай спародировать самодеятельность: это они обожают. Столь же необычный спектакль «Вредные советы» адресован детям, его покажут в те же дни, но в 12.00. Отличникам и заучкам «Советы» понравятся навряд ли, а вот троечники и двоечники придут в восторг от праздника непослушания, навеянного хулиганскими стихами Григория Остера и усугубленного смелой режиссурой Андрея Андреева. Кто помнит «Вредные советы», поставленные Андреевым в петербургском ТЮЗе в начале 1990-х, имеет шанс сравнить.
Вспоминая Николая
В понедельник 26 октября восьмидесятилетний юбилей отметит Театр комедии имени Акимова. Николай Акимов – сказочник, социальный эскапист, мастер художественной формы и денди во всем: от булавки в галстуке до организации мизансцен – для этого театра альфа и омега. Брошенный в 1935-м «поднимать худший театр в городе» он проработал здесь тридцать лет – с неприятным антрактом на увольнение по случаю борьбы с формализмом и космополитизмом в позднесталинский период. Вершиной творчества Акимова признаны его спектакли-сказки по пьесам завлита театра Евгения Шварца: «Тень», «Обыкновенное чудо», «Дракон».
После смерти Акимова Комедия погрузилась в пучину внутренних дрязг: воевали «партия режиссера Вадима Голикова» и «партия режиссера Петра Фоменко», но, благо, оба «партийных вождя» были незаурядными мастерами, так что театр продолжал жить. Взявший руководство театром в 1981 году Юрий Аксенов незаурядным мастером никогда не был, но был крепким профессионалом, уважал старую «акимовскую гвардию», приглашал на постановки лучших режиссеров своего времени – того же Романа Виктюка, в начале 80-х находившегося на пике творческой формы. Постперестроечная история театра довольно плачевна: что не смог развалить бывший худрук Дмитрий Астрахан, с успехом докончила Татьяна Казакова – худрук нынешний. Но это слишком непраздничная тема, так что замнем…
Дни открытых дверей
Чрезвычайно интригующей выглядит программа очередного фестиваля «Ученики мастера» в «Приюте комедианта» – это будет своеобразное соревнование ведущих театральных школ России. По одному удачному студенческому спектаклю представят 4 московских вуза и петербургская Академия театрального искусства. От ВГИКа привозят спектакль «Э!» (26 октября) по мотивам гоголевского «Ревизора», подготовленный в рамках мастерской выдающегося актера современности Игоря Ясуловича. ГИТИС покажет «Станционного смотрителя» (28 октября) мастерской Олега Кудряшова: «кудряши» в этом году победили на фестивале студенческих работ «Твой шанс», так что это сильные игроки. От «Щуки» явятся студенты Родиона Овчинникова со спектаклем «О любви и дружбе» (29 октября) по текстам Петрушевской, Злотникова и Гришковца. Самая консервативная из школ, «Щепка» представляет работу студентов курса Владимира Бейлиса и Виталия Иванова «Черный снег» (31 октября) по мотивам «Белой гвардии» Булгакова. Честь Петербурга будут отстаивать студенты Руслана Кудашова со спектаклем, поставленным педагогом курса и замечательным актером Сергеем Бызгу. «Человеческий детеныш» (30 октября, 19.00, на сцене Большого театра кукол – это актерские импровизации на темы «Маугли» Киплинга.
Андрей Пронин
Фонтанка.ру