Петербургские чиновники решили проинспектировать полки продуктовых магазинов. Объектом проверок, причем добровольно, станут сразу несколько сетей. До конца года здесь будут исследовать качество товара и соблюдение других норм. Куда стоит зайти могут подсказать потребители.
Соглашение между петербургским государственным учреждением «Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг» (ГУ ЦККТРУ) и семью сетевиками подписано 21 октября. Как сообщили корреспонденту «Фонтанки» в Центре, действовать оно будет до конца текущего года. Двери перед проверяющими распахнут северо-западный филиал Х5 Retаil Grup (розничные сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), ООО "Окей", ЗАО «ДИКСИ Петербург» и ЗАО «Диета-18». В рамках этого соглашения до конца года ЦККТРУ будет проводить проверку продуктов, находящихся в продаже в этих торговых сетях.
За несколько месяцев должно быть проверено 480 образцов продукции - мясной, молочной, зерновой и хлебобулочной, а также детского питания. Ритейлеры пока воздерживаются от комментариев. Однако на условиях анонимности говорят о том, что фактически для них ничего не изменится: сотрудничество с Центром контроля качества ведется на протяжении нескольких лет, просто теперь оно будет закреплено документально. А скрывать, мол, нечего.
По информации «Фонтанки», соглашение подразумевает проведение выборочных проверок как готовых пищевых продуктов, так и полуфабрикатов, а также условий их хранения. Кроме того, специалисты попытаются установить причины появления на полках некачественных товаров и выявить недобросовестных поставщиков. При этом, помимо основных пунктов, в договоре предусмотрены и дополнительные опции: стороны могут совместно разрабатывать маркетинговую политику и проводить социологические опросы — изучать мнение потребителей о качестве предоставляемых товаров.
Инициатором тотального мониторинга сетевых магазинов выступил комитет экономического развития, промышленной политики и торговли. 3 млн 100 тысяч рублей на эти проверки выделены из городского бюджета. Всего 350 тысяч из них будет затрачено на закупку образцов в магазинах, все остальные деньги пойдут на лабораторные исследования.
Подобное соглашение, кстати, уже подписывалось в конце августа текущего года. Пионером выступило «METRO сash& сarry». В компании утверждают, что такое сотрудничество только на пользу: данные лабораторных испытаний помогают своевременно убирать с прилавков некачественный товар. Интересно, а что происходило раньше?
Ритейлеров периодически проверяют и специалисты Управления Роспотребнадзора по Петербургу. По закону - раз в три года. Такие посещения называются плановыми. Существуют и внеплановые: в случае массовых отравлений или по жалобам покупателей. Какие именно нарушения норм СанПина чаще всего обнаруживают в сетевых магазинах, корреспонденту «Фонтанки» выяснить не удалось. Неизвестно и число внеплановых проверок торговых точек. За первый квартал 2009 года специалисты Роспотребнадзора проверили 457 предприятий общественного питания (к коим они относят и крупные магазины), нарушения санитарного законодательства и прав потребителей зафиксированы на 386 объектах, то есть в 78 % случаев (в 2008 году - 82 %). Выписан 491 штраф на общую сумму более 2 миллионов рублей, материалы 13 проверок переданы в суд, 9 - в прокуратуру, составлено 27 протоколов о приостановлении эксплуатации проверенной точки и 4 предписания о запрете реализации продукции. Однако, приходится ли что-то из этого на долю cетевых магазинов, специалисты пояснить затруднились.
Ежегодно в центр поступает порядка 3,5 тысяч обращений от потребителей. При этом 20 % из них как раз и связаны с жалобами на качество продуктов питания, продающихся в магазинах. Как сообщил заместитель председателя КЭРППиТ Дмитрий Кобицкий, на данный момент соглашения охватывают не меньше 40 % рынка Петербурга. По его мнению, 100 % охватить фактически нереально - в городе насчитывается порядка 6,5-7 тысяч продуктовых магазинов, и чтобы проводить подобные проверки, придется заключать соглашения с каждым отдельно.
С чем приходится сталкиваться потребителям — можно прочитать в Интернете. В Сети уже давно «гуляют» страшилки про качество продуктов в магазинах. Самое невинное — перебивание даты окончания срока годности. По информации блогеров, в мясных отделах сосиски и сардельки моют, чтобы убрать с кожуры жирный налет, а застарелую вареную колбасу протирают специальной жидкостью, чтобы она выглядела поаппетитнее. По слухам, в сетевых магазинах могут даже обжарить в гриле просроченную сырую курицу и продать дороже натурпродукта. Некоторым покупателям и вовсе не везет: подойдя к прилавкам с сыром в достаточно дорогом супермаркете, они лицезреют червей. Или кота, угощающегося фаршем прямо с лотка, — видео этого интимного момента не так давно было обнародовано телеканалами Петербурга. Так что проверяющим можно посоветовать обратить свой взор на форумы и блоги — там они наверняка найдут несколько адресов, которые им следовало бы посетить в первую очередь.
Марина Зеленая, Фонтанка.ру