Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество 100 дней русского мэра

100 дней русского мэра

332

В июне 2009 года, по результатам муниципальных выборов в Риге первым русским мэром столицы страны-члена Евросоюза стал лидер политического объединения «Центр Согласия» Нил Ушаков. В середине октября как раз прошли символические «100 дней» его работы на этом посту, и по этому случаю балтийский корреспондент «Фонтанки.ру» Константин Ранкс встретился с молодым рижским мэром.

- Кто обеспечил победу «Центру Согласия»? Кто поддержал вас? Только ли русскоязычные избиратели, как утверждают оппоненты?

- «Центр согласия» (ЦС) создавался и развивается как межэтническое политическое объединение — здесь работают вместе и латышские, и русские политики, но, с другой стороны, эти выборы показали, что практически все русскоязычные граждане в Риге на этих выборах голосовали за нас. Часть еще проголосовала за наших партнеров по коалиции — за Первую Партию, но большинство все же за нас. Но это не означает, что мы получили только русскоязычные голоса. Мы не смогли бы получить такое количество голосов, которое получили, если бы за нас не голосовали латыши. Трудно сказать, кто дал сколько голосов, на то и тайное голосование, но подсчеты показывают, что около 30 процентов наших избирателей — это латыши, и соответственно 70% - русскоязычные.

У Первой партии зеркальная ситуация — больше латышей, меньше русских примерно в тех же пропорциях. И вот все это дало возможность сформировать коалицию в Рижской думе, обладающую 2/3 голосов из двух партий, каждая из который подчеркивала свою межэтничность.

- А какова роль фактора социального различия по сравнению с национальным? Какая солидарность превалирует именно в Риге?

- Я думаю, что благодаря кризису, который многим прочистил мозги, эти выборы показали стремление избирателей голосовать уже за программы, за конкретные предложения по выходу из кризиса, а не по национальному признаку. Это видно потому, что партии, делающие акцент на национальной риторике либо вообще не прошли в Рижскую думу ни с одной, ни с другой стороны, либо получили мало голосов — в Думе сейчас вообще только четыре партии, и как я уже сказал две — против педалирования национального фактора.

- Недавно прошло сообщение, что, в связи с нехваткой денежных средств, МИД Латвии рассматривает вопрос о сокращении числа консульств за рубежом, в частности в Калининграде, Пскове и даже в Санкт-Петербурге...

- Мы выразили уже категорическое несогласие с этими планами, конечно, это не входит в нашу компетенцию, это правительство будет принимать решение по представлению МИДа, но мы считаем, что и локально, с точки зрения развития туризма, и глобально, с точки зрения развития двусторонних отношений, закрывать консульства в Санкт-Петербурге и Пскове неправильно... Если еще по поводу Калининграда можно дискутировать, хотя лучше не закрывать, то Псков и Петербург... это очень неправильно...

- Есть мнение, что тут дело не в деньгах, а это своего рода демарш ваших политических противников в правительстве...

- Да нет... у нас очень плохо с деньгами... Я вот на примере Риги скажу, а вообще в государстве ситуация еще хуже. Так вот, в прошлом 2008-м году бюджет был близок к 600 миллионам латов, а в следующем году 2010 он будет в лучшем случае 330 миллионов латов... вы понимаете разницу... То есть, здесь не до жиру, но с другой стороны, есть какие-то пределы. Какие-то консульства и посольства можно закрывать, и это не сказывается на деле, а в другом случае ты просто стреляешь себе в ногу... Так что закрывать консульства в стране с таким рынком как Россия — это глупо...

- Уже сформировался в отношении Вас журналистский штамп - «первый русский мэр столицы страны Евросоюза». А вы чувствуете в своей повседневной работе, что вы русский?

- Это накладывает большую ответственность, каждый из рижан, будь он латыш или русский, с еще большим вниманием смотрит на то, что и как я делаю. Не в самое удачное время наше объединение получило власть в Риге, бывали и получше, хотя мы надеемся, что они и вернутся, но ответственность это накладывает... по очевидным причинам...

- Вот как раз давайте перейдем к проблемам города и его перспективам вернуться к хорошим временам. В чем сильные и слабые стороны Риги в конкурентной борьбе с другими городами балтийского региона?

- Ну начнем с того, что Рига, по сути дела, единственный город в регионе, если можно так откровенно выражаться. Потому что есть замечательный Таллин, Вильнюс — замечательный город, Клайпеда... Но 400-500 тысяч населения — это все же совсем мало, 700 тысяч, и миллион с пригородами — это уже тот минимум, чтобы полноценно можно было бы себя называть столицей в регионе. Это один из наших плюсов. Ну люди у нас хорошие, хотя люди везде хорошие, этим хвастаться не надо... А вот из минусов — наши соседи в Литве всегда имели мощную государственную поддержку развития экономики. Вот вице-мэр Риги (Айнарс Шлесерс — прим. «Фонтанки») поехал в Белоруссию с хорошими идеями по сотрудничеству в области экономики. А они, белорусы, отвечают - «да, это замечательно все, но это мы уже делаем с литовцами».

Вот идея - открыть сборочное производство у нас, чтобы собирать машины, произведенные в Белоруссии, и в итоге на них стояло бы клеймо «сделано в ЕС» - а они, белорусы говорят - «мы и это уже с литовцами делаем», и так далее...

Эстонцы тоже старались использовать все возможности, включая туризм. В Таллине количество российских туристов вернулось на уровень, который был перед той «бронзовой ночью», а вот у нас правительство особо никогда не старалось поддерживать бизнес, предпринимателей. А город не выживет сам по себе, нам нужно производство, нужны туристы, нужны эти консульства в Пскове и Санкт-Петербурге.

И как же Рига в таком случае намерена бороться с конкурентами? Что она может предложить хотя бы туристам?

- Ну, Рига все равно может предложить больше, чем Таллин, к примеру. Начиная с того, что здесь просто больше исторических объектов, есть на что посмотреть. У нас неплохо развита структура развлечения, благодаря кризису цены снизились до разумного уровня, и, извините меня, здесь большинство населения говорит на русском языке — как на родном или втором, но говорят. Столкнуться с человеком, не говорящем по-русски можно, но трудно. То есть, россиянам мы можем предложить хорошее соотношение «цена/качество» - это вполне европейский город, где можно приятно провести время и развлечься, и все вокруг говорят по-русски.

- То есть вы согласитесь с идеей, что туристу из каждой страны нужно предлагать свою Ригу?

- Конечно, у нас как раз создается Бюро по развитию туризма, это совместное предприятие с авиакомпанией airBaltic, ассоциацией туроператоров и ассоциацией гостиниц, и ЭйрБалтик разработал для этого проекта программу LIVE RIGA. Она будет работать на западном направлении, а в восточном направлении работает группа над проектом под названием «Рижские каникулы». Эта программа сейчас начинает рекламироваться в Москве, прежде всего благодаря договоренностям, которые мы подписали между Рижской думой и правительством Москвы месяц назад. Потом мы намерены работать с Санкт-Петербургом — и мы будем учитывать специфику восточного рынка во всех возможных ракурсах.

- В большинстве случаев разговор о Риге как о туристическом объекте ограничивается Старым городом. А что еще?

- У нас, как у Петербурга, есть и пригороды — например, в Национальном парке Гауя есть красивые города Сигулда и Цесис со средневековыми замками, Рундале, и, конечно же, Юрмала.

- Ходят слухи, что вы хотите перетянуть конкурс «Новая волна» в Ригу, и даже переманили директора концертного зала «Дзинтари» к себе, в парк отдыха «Межапаркс».

- Мы определенно хотим часть мероприятий «Новой волны» проводить в Риге.

- Еще говорят, что вы хотите сделать из Риги такой «Лас Вегас», куда бы слетались жаждущие играть россияне.

- Вопрос не только в том, чтобы что-то делать для игроков, а вообще, в укреплении индустрии развлечений. Вот, к примеру, был недавно концерт Мадонны в Таллине. Из Риги туда поехало тысяч 15, из Вильнюса 10, хотя географически было бы выгоднее проводить такой концерт в Риге. Но у нас нет площадки на 70 тысяч человек, вокруг которой есть смысл строить объекты развлечений, те же казино. В радиусе двух часов лета от Риги наш рынок составляет более 200 миллионов человек. И это не только игроки, конечно, но и семейный отдых. Весь вопрос, как это все рекламировать. Вот опять же, в Литве, в Друскининкай — большой аквапарк объединен с отелем, все очень удобно, и там отдыхают люди и из самой Литвы, и из Польши, из Белоруссии и России. А у нас в Юрмале тоже есть хороший аквапарк, только вот цены в отелях до недавнего времени были бешеные. Сейчас, правда, цены упали, кое-где даже вдвое.

- А если отойти от туризма, что еще может предложить Рига

- Порт. Вот белорусы намерены везти свои удобрения через Ригу, тогда мы сможем отобрать часть рынка у Клайпеды. За минувший год рост товарооборота 20% - это тогда, когда экономика падает. И продажа продуктов питания — то, о чем мы говорили с правительством Москвы — продажа продуктов питания под единой рижской торговой маркой.

- У вас экономическая ориентация на Москву?

- Это не специальная ориентация на Москву. Наш предприниматель нуждается в поддержке при входе на российский рынок, и у нас были приглашения, касающиеся визита в Москву. Поэтому мы начали работать именно там. 21 октября наш депутат Думы, Максим Толстой, курирующий вопросы туризма, отправляется в Петербург, где в консульстве Латвии пройдет презентация Риги как туристического города, так что процесс идет и в этом направлении.

- Предпринимательское сообщество, стало быть, вас поддерживает?

- Конечно, если мы помогаем им продавать продукты питания, привлекаем туристов... Сейм (парламент Латвии) уже сегодня в первом чтении одобрил законопроект о предоставлении постоянного вида на жительство тем предпринимателям, которые осуществляют инвестиции в экономику Латвии. Мы этот вопрос подняли, сейчас идет дискуссия о порогах инвестиций, но вопрос пошел.

Наша справка:
В середине октября комиссия Сейма по народному хозяйству, среде, региональной и аграрной политике вынесла в Сейм Латвии предложение выдавать вид на жительство тем гражданам третьих стран (не Евросоюза), которые вложат в латвийское предприятие не менее 10 тысяч латов или приобретут недвижимость стоимостью не менее 100 тысяч латов. Депутаты приняли предложение в первом чтении.

- И еще вопрос о технологии городского управления, о стиле работы. Я был в составе группы журналистов во время вашего рейда по злачным местам Старой Риги, в частности по тем, где ординарное шампанское продавалась туристам по цене легкового автомобиля. Вы тогда говорили, что с беспределом намерены покончить к Новому году. Интересно, как вы можете запретить ставить хозяину ценник, какой он хочет?

- Никаких запретов. Мы не имеем права. Это недопустимо в стране с либеральной рыночной экономикой. И у нас нет претензий к ценам — я знаю места в Риге, где шампанское стоит еще дороже, но никто на эти места в полицию не жалуется. Вопрос в честной информации — клиент должен знать, сколько стоит бокал вина до того, как он его заказал. Иностранный турист заходит в заведение, которое выглядит как ординарная забегаловка, и ему в голову не может прийти, что там цены как в гламурных ресторанах Москвы или Лондона. Ну, и как мы начали бороться — в эти заведения стала постоянно заходить полиция, каждый час, и проверять у всех документы. Еще можно рядом полицейскую машину с мигалками поставить. Бары эти никто не закрывает, но у них теперь нет клиентов.

Кроме того, нам помогло принятие положения, согласно которому мы можем приостанавливать действие лицензии на продажу алкоголя. Пусть торгуют шоколадками и кофе с булочками. Они стали в спешном порядке перерегистрировать лицензии на другие юридические лица. И тут правительство приняло решение о запрете торговли алкоголем по конкретному географическому адресу.

Возникла дискуссия — а не является ли это нарушением прав собственника недвижимости, но юристы пришли к выводу, что не является, по аналогии с владением автомобилем - если у меня отняли водительские права, я не могу водить машину, хотя она мне и принадлежит. Если ты готов сдавать свою собственность в аренду бандитам, то будь готов потом сдавать ее в аренду магазину мягких игрушек. 3 октября это положение вступило в силу, и полиция теперь проверяет эти точки каждый день. Пиратские диски играют — все, статья, это экономическая полиция контролирует, проверили документы бармена — а он в розыске — и нет бармена.

- Вы как считаете, вы жесткий человек?

- Я разумный человек. Бывают ситуации, когда без жесткости пострадаешь не только ты, но и люди, которые зависят от тебя, а бывают моменты, когда совсем не надо быть жестким. Жесткость — это инструмент, а не самоцель.

- Вы не думали о том, что на вашем примере проверяется возможность русских работать на руководящем посту в условиях реальной европейской демократии?

- Мы, взявшись за работу, не думали и не думаем о спасении мира. У нас зима впереди тяжелая, очень тяжелая. И статус первого русского мэра Риги, как вы и говорили, накладывает еще большую ответственность...

Наша справка: Нил Ушаков (по латышски - Nils Ushakovs), родился в семье инженера из Ленинграда и учительницы русского языка из Краснодарского края 8 июня 1976 года в Риге. Получил латвийское гражданство в результате процедуры натурализации. Окончил Латвийский университет по специальности «экономика переходного периода», продолжил образование в Дании. По возвращении работал на телевидении — НТВ, LTV, TV5 и Первом Балтийском канале, редактором отдела новостей и политики газеты «Телеграф», представлял в Латвии ИТАР-ТАСС. С 2005 года — в политике, до избрания мэром Риги — лидер парламентской фракции объединения «Центр Согласия». Владеет русским, латышским, английскими языками свободно, может изъясняться на датском и немецком языках.

Константин Ранкс, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
10 декабря, 15:34