Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Время пить "водку для бедных"

Время пить "водку для бедных"

409
wap4b.ru

В театре имени Комиссаржевской вплоть до 20 октября вместо спектаклей обсуждают будущее алкогольного рынка страны. Судя по первому дню работы «Российского алкогольного форума», в отрасли разыгрывается настоящая драма: «водочные тузы» ожидают скорого восстановления госмонополии на продажу спирта и предрекают провал антиалкогольной кампании федеральных властей.

«По нашим данным (кстати, тщательно проверенным), сегодня потребление чистого спирта на душу населения составляет 11 литров в год. Как видите, это гораздо меньше тех 18 литров, которые «продали» нашему президенту и которые пошли гулять по всем СМИ», - такими словами начал своё выступление генеральный директор компании «Бизнес Аналитика» Андрей Стерлин. По его данным, 55% из этих 11 литров каждый россиянин выпил в составе крепких алкогольных напитков, а остальные 45% - в виде пива.

Однако инициативы Министерства финансов в рамках недавно развёрнутой антиалкогольной кампании могут перевернуть положение с ног на голову. Дело в том, что Минфин предлагает в будущем году повысить ставку акциза на пиво на 200%. Если сейчас, по данным «Бизнес Аналитики», среднестатистическая бутылка пенного напитка стоит 23 рубля, то в 2010-м она может стоить 28 рублей. «Союз пивоваров России» ещё более пессимистичен: по их подсчётам, уже через полгода россиянам за пол-литра пива придётся выкладывать в среднем по 31 рублю, а в 2012 году — все 40. По прогнозам пивоваров, уровень потребления пива в этом случае опустится на 24%, и будет таким же, как 6 лет назад. Но пить население меньше не станет, уверены отраслевые аналитики.

«Дешёвое пиво приблизится по стоимости к дешёвой водке, что даст дополнительный стимул к производству нелегального крепкого алкоголя. Доля водки в структуре потребления резко вырастет. К 2012 году это будет выглядеть как 60 на 40 в пользу крепкого алкоголя», - утверждает Андрей Стерлин.

Неоднозначна, по мнению участников алкогольного рынка, и финансовая выгода для государства. Из 35-40 миллиардов дополнительных средств за счёт повышения акцизов 15-20 будут «съедены» из-за снижения собираемости НДС, налога на прибыль и других сопутствующих сборов. А оставшиеся 10 миллиардов государство потеряет из-за того, что потребитель перейдёт на «палёнку», в этом солидарны как пивовары, так и руководители ликёро-водочных производств. Они, как выяснилось, друг другу вовсе не конкуренты, а союзники. По крайней мере, временно.

Особенно беспокоит «водочных королей» возможное введение государственной монополии на производство спирта. С предложением передать исключительное право на его производство «Росспиртпрому» уже с будущего года две недели назад выступил спикер Совета Федерации Сергей Миронов.

«Вероятность введения госмонополии я оцениваю в 75%. Как это будет сделано, ведь денег у государства сейчас нет? Очень просто: владельцам спиртовых производств «предложат» подарить госструктурам 51% своих акций. Не исключено, что к 2013 году будет введена полная госмонополия на производство и продажу алкоголя», - говорит директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз.

По его словам, начало этому процессу будет положено в самые ближайшие дни, когда будут объявлены полномочия вновь созданной госкорпорации «Росалкоголь», касающиеся выдачи лицензий, разрешений и акцизов. Однако государственный монополизм не решит главной проблемы алкогольного рынка — возрастающий поток нелегальной водки.

«Антиалкогольная кампания направлена против умеренно пьющих людей. Но есть так называемая маргинальная категория граждан — они будут пить, что бы государство ни предпринимало. И в случае удорожания подакцизного алкоголя просто перейдут на «палёнку». Это, собственно, уже произошло. В этом году более 250 млн литров перетекли с легального рынка на нелегальный», - подчёркивает Вадим Дробиз. По его словам, это произошло из-за падения доходов населения в результате кризиса. Даже самая дешёвая легальная продукция за счёт акциза становится на 25-35% дороже нелегальной, что для определённой категории потребителя становится важнее происхождения напитка.

В качестве реальной меры, которая могла бы решить проблему «палёной» водки, аналитик предлагает государству организовать на собственных мощностях розлив специальной "водки для бедных", пусть даже её производство будет невыгодным. «Пусть она никак не будет называться и будет стоить даже 30-50 рублей за пол-литра, но это позволит полностью извести со света нелегальный продукт. Ещё один путь: воссоздание линейки дешёвого вина, как было в советское время. Например, портвейнов. Ведь они были гораздо доступнее водки», - предлагает Вадим Дробиз.

В чём производители не сомневаются, так это в том, что пить в России будут и во время, и после любого кризиса. Кстати, эта уверенность подтверждается данными Росстата, который выяснил, что единственные продукты, потребление которых выросло за последние 9 месяцев, это молоко и водка. Снижение потребления премиум-сегмента и импортного алкоголя компенсировалось ростом популярности дешёвых сортов, а в итоге продажи в среднем выросли на 5%.

Осваивать эконом-сегмент теперь придётся любому производителю, который хочет остаться на рынке — таков был лейтмотив большинства выступлений на форуме. Прогнозы, в основном, звучали неутешительные: роста платёжеспособности среднестатистического покупателя ждать не стоит. Даже если ему очень хочется выпить.

Павел Гинёв, "Фонтанка.ру"

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях