Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Бюджетный лимузин

Бюджетный лимузин

664
drive2.ru

Автодилеры не желают конкурировать в сфере поставки иномарок для нужд города: на большинство аукционов, проведенных госорганами (в первую очередь – ГУВД и его структурами) в этом году, приходил только один участник, который автоматически объявлялся победителем и получал контракт по самой высокой цене. Надзорные ведомства эту ситуацию практически не контролируют.

Всего с начала года, согласно официальному сайту госзаказа Санкт-Петербурга, за счет городской казны было заключено 44 контракта на поставку легковых автомобилей на общую сумму в 66 млн рублей.

Петербургский фордизм

Основной спрос на новые автомобили формируют правоохранительные органы. В Санкт-Петербурге автохозяйство ГУВД, Управление ГИБДД и районные подразделения внутренних дел предпочитают иномарки.

Закон о госзаказе, с одной стороны, запрещает указывать в конкурсной документации на конкретные товарные знаки. С другой – допускает размещать заказ на товары определенной марки при сохранении возможности поставщика предложить эквивалент, соответствующий потребностям госорганов. Но зачастую заказчик де-факто эту возможность урезает, указывая в требованиях не только потребительские требования к автомобилям (мощность и объем двигателя, скорость, расход топлива и т.д.), но и определяя его точные размеры 4243*1991*1497 мм. Разумеется, идентичной относительно выбранной модели быть не может.

Для патрульной службы городское автохозяйство ГУВД закупает преимущественно автомобили марки Ford. Только за первые девять месяцев правоохранительные органы города закупили автомобилей этой марки на 30,7 млн рублей, при общем объеме автомобильных контрактов – 44,9 млн рублей. И на все аукционы подавалась только одна заявка – от ООО «Аларм-моторс Озерки».

А потому, в соответствии с буквой закона, конкурсная процедура признавалась несостоявшейся, а контракт по максимальной цене автоматически заключался с единственным участником.

Конкуренты на аукционы не спешили, хотя только в Санкт-Петербурге работает девять официальных дилеров этой марки (никто участие иногородних поставщиков также не ограничивал). Почему никто из них не захотел, например, поставить 36 седанов Ford Focus Comfort? По мнению некоторых из опрошенных автодилеров, чиновники могут придержать публикацию заказа до тех пор, пока «выбранная компания» не будет готова к поставке.

«Такого количества автомобилей в нужной комплектации нет ни у одного дилера в России, – полагает Александр Николашин, руководитель отдела продаж компании «Евро-Моторс». – Большинство машин нужно заранее заказывать, а потому главное – вовремя получить информацию».

С ним согласна и Ирина Лаврова, директор компании «ТДВ-Авто». По ее мнению, помимо скрытых причин, участвовать в конкурсах не позволяет отсутствие свободных машин на складе, притом, что госзаказчик предъявляет очень жесткие требования и к конфигурации, и к срокам поставки. А тратить время и силы на подготовку пакета документов для малорентабельного заказа нецелесообразно. Даже продать один автомобиль (у того же ГУВД был заказ на Ford за 400 тысяч в экономичной конфигурации) не всегда возможно: «Это Focus в специальной комплектации Ambiente, который некоторое время продавался по розничной цене в 345 тысяч рублей. Он был выпущен малой серией, а потому либо дилер знал о предстоящей закупке, либо у него на складе оказалась отказная машина», – полагает Ирина Лаврова.

Только один дилер (опять же «Аларм Моторс») откликнулся и на объявление КУГИ о покупке трех Ford Focus Titanium по 686 тысяч рублей за машину. Заказчик требовал установку центральной консоли «премиум», радиопакета высокого класса и иные «навороты». В итоге на прошлой неделе контракт на их поставку был заключен с единственным участником аукциона.

«Доля государственных заказчиков в общем объеме корпоративных поставок ничтожная, – поясняет ситуацию Алексей Тарасенко, директор департамента маркетинга компании «Аларм Моторс». – В этом году мы заключили 195 корпоративных контрактов, из которых только 13 (то есть 6,7 процента) государственных. К тому же, в отличие от конкурентов, мы готовы поставлять автомобили без предоплаты – это основное требование госзаказчика. Кроме того, с 2006 года наша компания остается бессменным лидером по объему продаж Ford в Северо-Западном округе, а доля на рынке составляет 40-47 процентов».

Его конкурентам по цеху достаются другие бюджетные контракты. Например, ООО «Рольф Карлайн» единственное участвовало в открытом аукционе на поставку восьми автомобилей Ford для Управления Судебного департамента при Верховном суде РФ. «ТДВ-авто» продало больше восьми десятков «Фордов» Федеральной таможенной службе.

Областные патриоты

Практически все госзаказчики требуют автомобили сборки 2009 года, но за очень редким исключением не определяют происхождение товара – страну сборки. Какие «Форды» получат петербургские милиционеры – из Всеволожска или Европы – вправе решать сам поставщик.

В то же время федеральная политика в области госзаказа – приоритет российскому производителю (или хотя бы сборщику). Еще 19 декабря прошлого года премьер-министр России Владимир Путин заявил: «Считаю, что в 2009 году государство должно увеличить закупки, тем более что автопарк наших социальных отраслей, милиции, Министерства обороны, МЧС требует дальнейшего обновления. Абсолютно недопустимо расходовать деньги на приобретение импортных машин».

В отношении закупаемых для госнужд автомобилей приказом Минэкономразвития определены специальные национальные преференции: иномарки могут приобретаться за казенный счет при условии, что поставщик предложит их по цене на 15 процентов ниже, чем аналогичную продукцию российского производства. Но в «Аларме» пояснили, что доля импортных (собранных в Европе) автомобилей Ford ничтожна, а все продаваемые «Фокусы» производятся во Всеволожске.

В областное хозяйство того же ГУВД для районных подразделений предпочитают закупать отечественные автомобили – УАЗики и «Лады». И контракты заключаются в конкурентной борьбе нескольких поставщиков.

Причем в Ленобласти на те же российские джипы (УАЗ) требуют установки исключительно отечественных спутниковых навигационных систем – ГЛОНАСС.
Хотя на сегодняшний день спутниковая группировка этой системы немногочисленна, обеспечивает навигацию далеко не везде и всегда, а точность определения местонахождения не соответствует современным требованиям, да и цены на оборудование превышают стоимость популярной и надежной GPS. На вопрос одного из потенциальных поставщиков о возможности установить на УАЗики американские приемники, чиновники напомнили, что внедрение системы ГЛОНАСС осуществляется «в целях обеспечения национальной безопасности и проведения независимой политики в области спутниковой навигации... В связи с вышеизложенным считаем возможным установку оборудования ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS», – констатировал представитель заказчика.

Роскошь ныне не позор

Как пояснили в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, ее специалисты проводят периодический мониторинг сайтов госзаказов в целях выявления нарушений. Кроме того, основанием для возбуждения дела могут быть и внешние источники: журналисту «Фонтанки» предложили прислать собранный для настоящей публикации материал...

Как уже писала «Фонтанка», летом этого года для «оперативных нужд» петербургская милиция решила закупить два Mercedes-Benz E-класса (по 2,5 млн рублей), джип Volvo за 2,4 млн и три Toyota Camry. Позже от приобретения этих автомобилей (кроме одной Toyota) отказались. Между тем 5 октября ГУВД вновь объявило аукцион на покупку Mercedes-Benz E350, но уже за 2,8 млн рублей. Автомобиль должен будет эскортировать кортеж губернатора города.

В тот же день заместитель председателя КУГИ Голева Тамара подписала конкурсную документацию на закупку для нужд комитета четырех иномарок – теперь уже Nissan Teana Elegance с кожаной отделкой, электроприводом регулировки сидений, центральной консолью с отделкой деревом, запираемым перчаточным ящиком с подсветкой и микролифтом крышки и т.д. Автомобиль должен быть российской сборки, то есть выпущен на заводе Nissan в Каменке.

Не скупятся тратить казенные деньги на роскошные автомобили и руководители учреждений культуры. Так, государственный музей-заповедник «Петергоф» за 3,5 млн рублей купил Mercedes-Benz GL 320 CDI, потребовав установить систему парковки Parktronik, мультифункциональный руль с отделкой кожей или деревом, Comand APS с DVD-навигационной системой, CD-чейнджер, медиасистему для задних сидений (складывающийся 7-дюймовый монитор, DVD-плеер, наушники, IPod Interface Kit) и т.д.


Павел Нетупский,

"Фонтанка.ру"

Ранее по теме:

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
10 декабря, 15:34