Биографию реформатора моды и создательницы маленького черного платья сняла режиссер Анн Фонтейн. Обозреватель «Культурной столицы» внимательно смотрела фильм, но кое-какие обстоятельства биографии мадам Шанель ей пришлось выяснять лично у г-жи Фонтейн.
Суровая девушка в пиджачке-пижаме строго смотрит на зрителей с афиши. До такой – элегантной, немного уставшей селебрити – героине фильма еще надо дожить. А с начала – детство в монастыре, куда ее на пару с сестрой засунул черствый отец, кабак, где сестры-шансонетки ценятся чуть подороже проституток, знакомство с богатым коннозаводчиком. И наконец, звучное имя Коко – всего лишь прозвище собачки из песенки, которую будущая звезда высокой моды пела в кабаке. Имя, которое, по мнению Анн Фонтейн, Шанель не любила, но вынуждена была принять.
Принято считать, что про ранний период жизни Шанель никто толком ничего не знает – зрелая Коко так мечтала стать респектабельной, что потрудилась укрыть правду о своей молодости от биографов. В кино недостаток реалистических подробностей о прототипе часто оборачивается возникновением прекрасной сказки, которая ценится зрителями выше низкой истины. Но вот красивого мифа в фильме феминистки Анн Фонтейн как раз и нет. Есть довольно заурядная история девушки, с самого детства находившейся в конфликте с окружающим миром. Хочешь не хочешь, а надо петь веселые песенки и трясти грудью и ногами. Насколько это занятие претило молодой Шанель, хорошо передает недовольная мордочка сладкой французской карамельки Одри Тоту. Конечно, актриса, прославившаяся ролью девственницы Амели, не слишком подходит к образу кафешантанной певички. Но и попав в высшее общество, героиня не делается веселей. Это и не удивительно – судя по фильму Фонтейн, в начале века, когда Шанель только собиралась реформировать женский костюм, бомонд мало отличался от третьеразрядного кабака. Женщина ценилась лишь за умение демонстрировать свои анатомические стати. А корсет и узкая юбка их должны были подчеркивать. То, что эти предметы гардероба мешали и в будуаре, и на балу, маскулинное общество не беспокоило. Муки, которые девушки терпели из-за тугого корсета, в фильме отлично изображает актриса Эмманюэль Дево, с чьей героиней Коко подружилась, после того как богатый любовник (Бенуа Пельворд) забрал ее из кабака и ввел в свет.
Но корсет – не единственное, что не устраивает юную Шанель. На пышные наряды нужны деньги, которых у нее нет. И потому Шанель у Анн Фонтейн наряжается не так, как следует, а как получается. Кроме того, Одри Тоту категорически не идут все эти турнюры и декольте. Поэтому даже на светском рауте на героине свободная мужская рубашка и скромное канотье. Цвета – строгие, воротничок – отложной. Собственно говоря, из этого сиротского прикида и рождается стиль Шанель – символ свободы и независимости женщины ХХ века.
Другой источник нового женского стиля – мужчины. Конкретнее – очередной любовник Коко, англичанин-аристократ по кличке Бой (Алессандро Нивола). Он считает возлюбленную очень элегантной, хотя на фоне женственных красавиц она похожа на разносчика пиццы. Кроме уверенности в своих силах, Шанель черпает у бойфренда, или вернее, у его костюма, строгость линий и минимализм. Таким образом оказывается, что символ женской независимости имеет четко выраженное мужское происхождение. Как минимум эстетическое. Об экономическом вкладе сильного пола в женскую моду история умалчивает, хотя очевидно, что освободив женщин от корсета, а значит и от необходимости подчеркивать свою женственность, Шанель не отменила их право жить за счет мужчин.
На теме Боя «Коко до Шанель» заканчивается, оставив за бортом историю первого провала, влюбленность в немецкого офицера, обвинение в пособничестве фашистам, забвение, новый взлет при помощи другого мужчины – Уинстона Черчилля – и старость в статусе живой легенды мировой моды. И хотя Анн Фонтейн вроде бы снимала кино не про моду, после просмотра ее фильма легко можно догадаться, почему стиль Шанель из воплощения женской свободы стал униформой дорогих любовниц и первых леди. А вот каким образом ниспровергательница авторитетов впоследствии превратилась в прокуренную буржуазную грымзу, картина не объясняет.
Режиссер фильма «Коко до Шанель» Анн Фонтейн лично представляла свою картину в Петербурге и дала «Фонтанке.ру» эксклюзивное интервью.
- В интервью одному французскому изданию Одри Тоту сказала, что история Коко Шанель – это история любой самостоятельной женщины, которая хочет чего-то добиться в жизни. Выходит, со времен Шанель ничего не изменилось?
- Мне кажется, Одри хотела сказать что ситуация, когда женщина из неблагоприятного социального слоя, не имея соответствующего образования, добивается всего только благодаря силе своего характера и своим амбициям, по-прежнему остается редкостью. Потому что современная женщина – вы, я, кто угодно – совершенно спокойно может не зависеть от мужчины. Тогда как в те времена быть куртизанкой, а Шанель, можно сказать, была именно ей, означало, что тебе повезло и ты нашла мужчину, который может тебя содержать.
- Известно, что после окончания Второй мировой Шанель обвинили в связи с нацистами. Вы хорошо изучили ее биографию и можете объяснить, что с ней произошло на самом деле?
- Во время войны у Шанель было увлечение немецким офицером. Она влюбилась так же, как влюблялись очень многие француженки, в том числе актрисы – Арлетти, Даниэль Даррье. За эту связь Шанель заплатила очень дорого – ей пришлось уехать в Швейцарию, прервать карьеру. Работу она возобновила только через десять лет, и то благодаря отношениям с Уинстоном Черчиллем. Тем не менее Шанель нельзя сравнивать с людьми, которые сознательно сотрудничали с нацистами.
- Существует мнение, что Шанель не просто была влюблена в немца, но шила немецкую военную форму…
- Нет, нет, это неправда. Я читала о Шанель все, что только возможно, и не встречала ничего подобного. Я бы об этом знала. Может быть, это российская фантазия?
- Нет, наоборот, в России Шанель очень любят. Для многих наших соотечественников она – образец вкуса.
- Знаете, вне зависимости от того, любят ее или нет, Шанель – персонаж двойственный и противоречивый. Ведь она не была особенно милой и симпатичной. И факт, что в ее жизни был эпизод с немецким офицером, ее не украшает. Удивительно другое – то, что эта женщина, обладавшая в молодости совершенно революционными взглядами, к старости стала реакционером. У нее полностью изменился взгляд на жизнь. Одна из ее биографов пишет, что эта, в общем, простая девушка, девушка из народа, ниспровергательница основ под конец жизни отличалась невероятным высокомерием. Она стала холодная и злая. Вот эта трансформация очень интересна.
Елена Некрасова
Фонтанка.ру