На прошлой неделе Владимир Путин еще раз доказал, что он здоровый человек. И не потому, что ему исполнилось 57 лет, а выглядит молодцом. А потому, что свой день рождения он отпраздновал правильно. Скромно. То есть, так, как поступает человек, обладающий реальной властью. Безвременной.
И именно в этот день – 7 октября 2009 года - десятки персон сокрушительного финансового достатка, но не осчастливленные ужином, одаривали друг друга новым изящным аксессуаром. На каждом аксессуаре было по полголовы лидера нации.
Про Путина сшито много ковров, написано стихов, за него сказали слово даже седые акыны степей. Все это происходило естественно, с точки зрения продолжения советской традиции. О футболках, матрешках – не упоминаем. Этот вид туристического ширпотреба предсказуем, а изобретен не нами и давно. Не так давно появились бюстики Владимир Владимировича. Но не стали ходовым товаром. Причина очевидна: бюстик хорош тогда, когда дополняет бронзу в полный рост, да еще египетскими тиражами. А без «Аллей славы» и «Родин героев», бюстик – это практически насмешка. Сжимаешь в ладони и произносишь: «Великий человек». И какой, скажите, знак препинания поставить в конце фразы?
И вот москвичу, бизнесмену средней руки, но парню живому и талантливому, пришло в голову «эврика!». Он создал запонки. В виде двух половинок одной головы Владимира Владимировича. Но не из золота – это оттолкнуло бы в кризис. А из благородного серебра. Более того, эти запонки соединяются и элегантно превращаются в бюстик. А бюстик нежно вставляется в подставочку и может покоиться на столе. И на градоначальном, и на простом – миллиардерском.
Автор заработает не на том, что все (в смысле – те «все») кинутся носить запонки за 20 тысяч целковых. А на том, что все кинутся скупать, чтобы подарить. Своим из «всех, всех, всех». Во-первых, гениально. Во-вторых, намного дешевле, чем чудовищно не нужная авторучка за пять тысяч евро. В-третьих, открываешь коробочку - и есть о чем похихикать с равным тебе в знании кремлевских интриг.
Еще бы немного, и художник решил доработать свою мысль. И случилась бы катастрофа. Например, решил бы он сделать запонки-путинки из платины, да с бриллиантовыми глазками. И этот лакшери-отстой угробил бы идею. Так как получилось бы смешно. Но в другом смысле. А здесь Путин, какой угодно, но в степной эстетике Эмомали Рахмона его упрекнуть нельзя: ни одной самой завалящейся медалькой себя не наградил, хотя вокруг сплошные орденоносцы, прославившие державу разными степенями. Да, такие времена: музей подарков только у Леонида Якубовича в «Поле чудес».
Но столичный автор, сам, похоже, того не ведая, совершил некий социологический акт. Буквально на подсознательном уровне он продолжил шествие вождей по телам трудящихся. Помните, как все начиналось? По Высоцкому: «А на правой груди профиль Сталина, а на левой – Маринка - анфас». И, несмотря на то, что в народе более популярны были наколки типа «режь сук, бей ментов», последние лозунги не вошли в мифологию государства российского.
Конечно, если загибать культурологически, то можно обвинить художника в умышленном изысканном намеке на тоталитаризм. Ведь висящие запонки-царь на подставочке немного смахивают на категорически уменьшенный кадр из известного кинофильма Лени Рифеншталь. А далее ассоциативный ряд может докатиться и до «Сумерков богов». Но это притянутые домыслы. Изобретатель человек современный, столичный, тонко чувствующий клиента, но навряд ли утруждающий себя анализом исторических оттисков. А если проще, то - подразумевал президента, а получился Путин.
Что бы ни было. Как говорил Жванецкий, «за кефир - отдельное спасибо». Эти запонки подчеркивают эпоху сильнее, нежели дорогие билборды в стилистике воинской части «Вместе мы победим!».
А носить эту застежку, конечно, не требуется. Достаточно иметь и любоваться.
Замдиректора АЖУР Евгений Вышенков