Черную икру для детей, доходы от аренды помещений без участия КУГИ и доплаты к заработку сотрудников обнаружили аудиторы контрольно-счетной палаты при проверке деятельности Дворца творчества юных на Невском проспекте в 2008 и частично в 2009 годах. Впрочем, в прокуратуру отчет, против обыкновения, направлен не был. А руководство Дворца, по крайней мере, прояснило «Фонтанке» каждый пункт претензий аудиторов.
Если все то, что обнаружила КСП при проверке самого знаменитого петербургского детского дворца творчества правда, то директору Владимиру Киселеву может грозить увольнение. Однако если верить его аргументам, то к выводам аудиторов можно отнестись как к «жонглированию цифрами». «Я не согласен со многими выводами, которые сделаны, но думаю, что Дворцу от этого лучше не будет. Одно могу сказать точно - никаких злоупотреблений не было и нет», - заявил Киселев.
Первая часть претензий КСП относится к выплатам доплат сотрудникам по различным поводам и разнообразными методами. В частности, 4,4 миллиона рублей, согласно отчету КСП, израсходовали на доплаты к заработку. Хотя эти средства по закону должны были быть сокращены. Так как этот резерв накопился за счет вакантных ставок загородного центра «Зеркальный» за период, пока лагерь находился на ремонте - с января по июнь 2008 года. Кроме этого, в течение всего года, а не только за время двухмесячной летней кампании, начислялась зарплата сотрудникам лагеря «Зеркальный». И средства в 1,1 миллиона рублей также пошли на доплаты сотрудникам Дворца. Получали дополнительные средства работники и за труд в неблагоприятных условиях, хотя эти выплаты основывались на нормативных актах советского периода, уже утративших силу. Нашли проверяющие и излишние расходы бюджета на оплату труда работников дворца в размере 696 тысяч рублей. Как указано в отчете, «за счет неправомерного содержания отдельных сотрудников Дворца на непредусмотренных для них должностях и отсутствующих в штатном расписании», а также за счет «неправомерного введения 2,5 единиц рабочих зеленого хозяйства (сверх разрешенных 20 единиц, при наличии вакансий по этим должностям)». Из организационно-распорядительных моментов КСП обозначила, что в 2008 году 213 сотрудников получили по договорам коллективного подряда 10,8 миллионов рублей за 375 штатных единиц, отработав при этом чуть меньше 50 тысяч человеко-дней при норме в 104 человеко-дня. Еще аудиторы нашли интересное табелирование младших воспитателей, которые трудились даже не по 24, а по 30,5 часов в сутки.
«Я горжусь тем, что могу людей содержать более-менее пристойно, чтобы им хватало на хлеб и на масло. И доплаты выплачены в соответствии с нормативными документами», - заверил Киселев. Директор ДТЮ пояснил, что ставки у сотрудников огромного учреждения такие же, как в любом районном доме творчества. При том, что во Дворце занято 1,5 тысячи сотрудников, которые занимаются с 15 тысячами детей. «Мне как руководителю учреждения на такие схемы должностных окладов работников не найти. Уборщица на Невском проспекте в Гостином дворе или в Пассаже получает одну сумму за работу, и на меньшую зарплату в ДТЮ, где топчется такое же количество людей, она не пойдет. Ревизоры же не критикуют зарплату директора, которая в табеле о рангах находится в начале второй сотни».
Ряд серьезных претензий к руководству Дворца связан со сдачей помещений в аренду. В частности, как указано в отчете, 18 договоров на использование площадей были заключены без участия КУГИ. Среди компаний-арендаторов ООО «Инспекция по маломерным судам», которое в почасовом режиме снимало одну из аудиторий, ОАО «Мегафон», за 305 тысяч в год занимавшее 2,9 кв. метров, ООО «Петербургская студия Граммзаписи», ООО «Кока-Кола Евразия», ОАО «Банк ВТБ Северо-запад» и многие другие. Да к тому же по расчетам, произведенным по аренде помещений частной школой «Унисон», последняя должна была платить не 20 тысяч рублей в месяц за съем 7 аудиторий, а по 614 тысяч рублей. Выводы контролеров жестки: бюджет города недополучил 6,4 миллиона рублей.
«Если по таким вопросам заключать договор аренды, то оформление будет длиться 6 месяцев. Проще ничего не делать. Если бы я шел по такому пути, то 10-12 миллионов рублей были бы потеряны. А так есть доход. И для Дворца это не упущенные деньги, они поступили в бюджет учреждения», - говорит директор ДТЮ.
Киселев утверждает — по съему помещений на длительный срок договоры зарегистрированы в центральном агентстве КУГИ. А когда речь идет о разовых акциях, то, чтобы не ждать по полгода оформления, заключается договор на оказание услуг — т.е. предоставление помещения. Такая же схема используется при установке во дворце автоматов с водой или шоколадками. Плюс дополнительно заключается договор по оплате коммунальных услуг за используемую энергию. По поводу взаимоотношений со школой «Унисон», у Дворца есть полное понимание с КУГИ: аудитории организация снимает не с утра до вечера, а в почасовом режиме на время проведения занятий.
Самая интересная часть отчета касается питания групп школьников в поездках, для которых воспитатели закупали продукцию, а потом предъявляли чеки, оплачиваемые Дворцом. Как сухо выразились аудиторы, «из оплаченных счетов на общую сумму 19,9 тысяч рублей было приобретено продуктов, запрещенных или не рекомендованных для питания детей, на 12,4 тысячи рублей. Кроме того, количество приобретенного не могло обеспечить полноценное питание школьников, а их ассортимент вызывает сомнение в том, что они были использованы для организации питания детей». Так, среди приведенного списка закупленных для школьников продуктов «в дорогу» числятся, например, набор для пива «Желтый полосатик», бекон, шпроты, куриные окорочка, икра лососевая «люкс», икра палтуса черная, икра минтая «пробойная», палтус холодного копчения, сыр с плесенью, соус «Стебель бамбука к шашлыку». Дворцом не были оплачены разве что алкогольные коктейли и пятизвездочный коньяк, однако в отчете они были указаны.
«Педагог покупает продукты в поездку — и для себя, и для детей. По единому чеку. Но бухгалтерией нашей, понятно, ряд позиций не оплачивается. Что касается икры и желтых полосатиков — с этим я могу согласиться. Но это два отчета из сотни. И с педагогами, которые это допустили, я уже спокойно разобрался. Это же не система, а исключение из правил. Сейчас разработаны и утверждены продукты, которые рекомендованы для закупки. В то же время есть перечень запрещенных товаров», - оппонирует Киселев.
Директор Дворца уверен - если бы изложенные факты в отчете имели реально доказательную базу, документ нужно было бы отправить в горпрокуратуру. Но этого сделано не было — такой адресат среди перечня ведомств, куда отправляют отчет, не значится. Кроме этого, он также отметил, что ряд замечаний аудиторов приняты и уже составлен план по их устранению. Часть из нарушений исправлены еще в ходе проверки.
Александра Медведева, «Фонтанка.ру»