Хенрик Видера во второй раз намерен проплыть на яхте по внутренним водам России. Первый заход яхтсмена год назад из-за высоких цен на проход через шлюзы сорвался.Однако, похоже, ситуация и теперь не оставляет иностранцу повода для оптимизма - путешественник, увидевший 16 стран без проблем, пытается добиться разрешения пройти по Неве и Волго-Балту и пишет письма российскому премьеру.
Хенрик Видера решил на восьмидесятом году жизни осуществить свою мечту — пройти на яхте по внутренним водам России. И с изумлением узнал, что правила, установленные в советские времена, действуют до сих пор — расценки на проход шлюзов, установленные для иностранцев, существенно превышают те, что установлены для россиян. Теперь путешественник, увидевший 16 стран без всяких проблем, пытается добиться разрешения пройти по Неве и Волго-Балту «со скидкой». И пишет письма российскому премьеру.
Хенрик Видера мечтает обойти на яхте вокруг Европы — до сих пор ни одному поляку это сделать не удалось. Сбыться мечте помешала Россия. Когда яхта, благополучно преодолевшая перегон по Балтийскому морю, пришла в устье Невы, ее остановили — для прохода по внутренним водам требуется разрешение. Стоимость этого документа — 77 421,18 рубля. Именно столько должен заплатить иностранный гражданин за проход до Череповца.
«Я прошел всю Францию, Германию, я был в 16 странах, - недоумевает Видера. - Нигде ни одно правительство не взимает платы за проход судов. Только в России». При этом особенно возмущает поляка то, что для россиян и иностранцев установлен разный ценник. «Эти правила были введены еще при коммунистическом режиме, тогда вашу страну и остальной мир разделяла огромная пропасть. Но сейчас-то они зачем? Вы отталкиваете от себя всех, кто мог бы восхищаться Россией — а ведь у вас есть, чем гордиться!» - экспансивно восклицает Видера.
Но все же поляк, по его словам, с печальной действительностью смирился и правила игры принял. «Я пенсионер, в пересчете на ваши деньги размер моей пенсии 18 000 рублей. Но я нашел средства и заплатил этот взнос. Но разрешения мне все равно не дают», - рассказывает он. С яхтсмена потребовали заплатить еще и за проход по Волго-Балту — 385 432,22 рубля. Только после этого его яхту пропустят в Неву. Но требуемой суммы у путешественника уже не нашлось.
«Это ужасно! - жалуется Видера. - Вы опять отделяетесь от всего мира. В России живут прекрасные, чудесные люди, это — удивительная страна. И мне очень обидно, что мы вынуждены судить о вас только по словам ваших и наших политиков». «Нам все твердят про Катынь, но она же была во время войны — тогда во всей Европе была Катынь. Но остальные страны сумели перешагнуть отчуждение, а зачем же вы отделяетесь?» - недоумевает яхтсмен.
Сейчас яхта, на который прибыл путешественник, стоит в Гавани. Находится она там с 17 августа. Видера, по его словам, перепробовал все методы — от обращения в Минтранс России с просьбой предоставить ему какие-то льготы при оплате перехода и призывов к премьер-министру РФ отменить плату за проход судов, установленную для иностранцев, до голодовки. Пока вопрос не решен.
В Волго-Балтийском управлении водных путей и судоходства, как выяснилось, Видеру прекрасно знают. «Мы так и предполагали, что эта история рано или поздно попадет в СМИ, - отреагировал на звонок корреспондента «Фонтанки» заместитель руководителя ГБУ «Волго-Балт» Александр Алексеев. - Мы помним этого яхтсмена еще по прошлому году, когда он пытался пройти со стороны Ростова». Напомним, 4 июня 2008 года Хенрика Видеру задержали под Ростовом-на-Дону из-за отсутствия разрешения на путешествие по внутренним водам России. Разбирательство растянулось на два месяца, две недели путешественник голодал, а 16 августа яхтсмен покинул нашу страну из-за того, что у него истек срок действия визы.
«Я не понимаю, - разводит руками Алексеев. - Он шел в Россию второй раз, прекрасно знал про расценки. На что он рассчитывал?» К слову, в «Волго-Балте» не отрицают, что для иностранных граждан установлены, мягко говоря, завышенные расценки — 1 час лоцманской проводки обходится в полторы тысячи рублей, в то время как соотечественникам либо разрешают свободное плавание, либо спрашивают за услуги лоцмана суммы, которые меньше в разы. «Это не наше решение, - пояснил Алексеев. - Это — распоряжение правительства РФ, и я не готов его обсуждать». «Кстати, другие иностранные судовладельцы воспринимают его вполне спокойно — у нас сейчас будет проходить польская яхта «Панорама», и у них не возникло никаких проблем с оплатой», - добавил он.
Сейчас яхту не пропускают в Неву, как поясняют в «Волго-Балте», из соображений гуманизма. «Можно пропустить, - объясняет Алексеев. - И что дальше? Он пройдет до Череповца и встанет там? А дальше — еще Волго-Дон и Азовское пароходство, а с ними он как намерен вопрос решать? Впереди — осень, ему понадобится топливо, понадобится еда. А если он не готов к путешествию с финансовой точки зрения, то где гарантия, что он позаботился об этих вещах? Тем более, возраст солидный — 79 лет, мало ли что может случиться? Пусть уж лучше будет на глазах».
Сейчас ГБУ «Волго-Балт» переписывается с консульством республики Польша. «Мы направили им несколько писем с просьбой взять ситуацию под контроль и позаботиться о своем соотечественнике», - рассказал Алексеев. В консульстве корреспонденту «Фонтанки» объяснили, что о ситуации знают, без запинки и с точностью до копейки назвали суммы, которые должен уплатить Видера пароходству, но сообщить какие-либо подробности пообещали только через несколько дней — когда, возможно, появится хоть какое-то решение дальнейшей судьбы путешественника.
Заинтригованная «Фонтанка» поинтересовалась у Видеры — был ли он в курсе российских расценок. Яхтсмен чистосердечно ответил, что да, но он романтично надеялся, что за год в стране что-то изменилось к лучшему. «Жадные у вас чиновники, - доверительно сообщил польский путешественник. - Душат и иностранцев, к вам приезжающих, и вас самих».
Кира Обухова, "Фонтанка.ру"