Сотовые компании пытаются внедрить в России активно применяемый в Европе способ продажи мобильных телефонов – по минимальной стоимости (до нуля евро), но с контрактом и жесткой привязкой к оператору. Этому мешают юридические ограничения, а уже реализуемые проекты, в отличие от развитых стран, ориентированы исключительно на низкобюджетных абонентов, жаждущих больших скидок.
Телефоны с контрактом в Санкт-Петербурге первым предложил «Мегафон». На прошлой неделе к программе подключились в «МТС». Абонентам предлагается брендированная модель аппарата – никакого выбора. Купить Китайский телефон от «Мегафона» с годовым абонементом предлагалась меньше чем за 500 рублей, а «МТС» продает аппарат под собственной маркой примерно за тысячу. Конкуренты считают этот рынок неперспективным, а отчасти и незаконным.
Условное кредитование
Мобильные телефоны за несколько евро (а иногда и бесплатно) можно увидеть на витринах практически всех городов Европы. Но купить их может только гражданин страны и только при условии заключения долгосрочного контракта с оператором.
Фактически именно оператор и кредитует условно бесплатную раздачу аппаратов. Доход от предоставляемых услуг связи должен покрывать вложенные в закупку телефонов средства. Для предупреждения ухода абонентов «дареные кони» имеют одно ограничение – привязаны к конкретной сети, вставить «симку» другой компании в них невозможно. Есть подпольные умельцы, снимающие данную защиту, хотя это незаконно, да и никто не гарантирует работоспособность перепрограммированного телефона.
В России попытку кредитовать покупку телефонов начал еще первый сотовый оператор Санкт-Петербурга «Дельта Телеком», а чуть позже – «Московская сотовая связь». Они работали в аналоговом стандарте NMT, который не предусматривал sim-карт – аппараты «привязывали» к конкретной сети. Абонент мог отказаться от услуг связи, но подключить телефон к другой сети без согласия оператора (или без помощи «мастеров») было невозможно.
Операторы цифрового стандарта GSM выбрали другую стратегию. Например, «Северо-Западный GSM» (ныне «Мегафон») вообще в течение многих лет не занимался продажей аппаратов, считая это отдельный сферой бизнеса. Ни о каком финансовом участии в приобретении клиентами телефонов не было и речи.
Новые реалии
Кризис вынудил операторов отказаться от амбиций. Первым трубки по сверхльготной цене предложил «Мегафон». Согласно федеральному проекту было закуплено 20 тысяч аппаратов, которые на настоящий момент уже успешно проданы. «С помощью данного проекта мы привлекаем в сеть дополнительных абонентов», – пояснили в пресс-службе компании. Телефон может работать только с sim-картами «Мегафона».
В середине сентября брендовую модель представила компания «МТС». Розничная цена телефона при подключении – 890-980 рублей. Можно купить отдельно, но дороже. «Наличие собственных моделей телефонов является одним из ключевых дифференцирующих факторов для нашей розничной сети, – поясняет Сергей Румянцев, генеральный директор розничной сети "МТС". – Успешный опыт продаж брендированных телефонов в рамках проекта с Alcatel позволил нам убедиться в потенциале этого сегмента рынка».
Конкуренты считают продажу брендовых телефонов неперспективным направлением. Компания TELE2 не планирует запускать подобные проекты. «Выпуск операторами мобильной связи брендированных телефонов кардинально не изменит ситуацию на рынке и не повлияет на лояльность абонентов», – пояснила менеджер по PR Елена Выродова.
Аналогичной позиции придерживаются и в «Билайне», хотя в Дальневосточном федеральном округе они стали продавать 3G-аппараты под собственной маркой – в этом регионе сеть 3G была развернута раньше, чем GSM. Продавать брендированные трубки в Санкт-Петербурге, Москве и иных регионах компания пока не намерена: «Мы не видим в этом особого смысла, – заявил управляющий директор оператора Борис Немшич в интервью газете RBC Daily. – Российский рынок сильно отличается от европейского – на нем фактически нет «серых» трубок. Зачем нам продавать телефоны, если все и так идет неплохо?»
Кроме того, по его словам, Минкомсвязи запрещает продавать "залоченные" телефоны: любой GSM-аппарат его владелец вправе использовать в любой сети – иное нарушает права потребителя. Продаваемые "МТС" модели не sim-локированы. Хотя за ту же сумму (около тысячи рублей) в обычном салоне связи сегодня легко можно купить аналогичный по функциям телефон, вообще никак не связанный с оператором.
По оценкам "МТС", на телефоны стоимостью до полутора тысяч рублей приходится 34 процента продаж, что говорит о популярности бюджетных моделей. Хотя компания, по словам Сергея Румянцева, намерена выводить на рынок аппараты и для других групп абонентов. Единственный способ стимуляции – скидка при покупке в комплекте с тарифным планом и внесением определенной суммы на счет. Иного законного пути кредитования абонентов оператором придумать вряд ли удастся.
Антон Одынец,
Фонтанка.ру