Сразу несколько промышленных и торговых предприятий из страны Suomi в ближайшее время готовы открыть свои производства в России. А те из них, кто уже присутствует на нашем рынке, планируют расширять своё влияние. Это как раз тот редкий случай, когда таможенные пошлины идут на пользу российской экономике — в противном случае рациональные финны вряд ли стали бы инвестировать миллионы евро в Россию.
Пионером в производстве «настоящих финских» товаров в Петербурге станет известный ещё с советских времён завод Valio (30 лет назад девушка с упаковки плавленого сыра Viola в СССР считалась своеобразным секс-символом). Уже в декабре гатчинский молокозавод «Галактика» начнёт выпускать питьевой йогурт под брендом Valio. Правда, пока сотрудничество это носит, по сути, пробный характер. «Мы не делали здесь никаких инвестиций, лишь помогали нашим гатчинским коллегам повысить качество выпускаемого продукта — своего рода консалтинг. Они будут производить продукт, а мы — продавать под своим брендом», - рассказывает Тимо Кярня, старший вице-президент финского производителя молочной продукции.
Следующим шагом должно стать открытие завода компании в подмосковной деревне Ершово: сейчас он проходит обкатку, а на проектную мощность должен выйти в марте будущего года. Правда, изготовление плавленых сыров и масла будет, в какой-то степени, напоминать «отвёрточную сборку» иномарок под Петербургом — основа для готовой продукции будет всё равно завозиться из Финляндии. Скорее всего, финнов не устраивает качество российского молока, хотя в будущем они не исключают возможности покупки фермерских хозяйств на Северо-Западе России. Потенциал российского рынка видится нашим западным соседям весьма высоким. «Среднестатистический россиянин съедает в год 5 килограммов сыра, а финн — 10 килограммов. Мы думаем, что постепенно эти показатели сравняются, в том числе, и с нашей помощью», - считает Тимо Кярня.
Зёрна против порошка
Аналогичные наполеоновские планы и у производителя элитного кофе Paulig. Компания сейчас строит завод по обжарке кофейных зёрен в Твери мощностью в 6 тысяч тонн в год, инвестиции составили 20 млн евро. Открытие производства намечено на начало 2011 года. Между прочим, Paulig первоначально намеревался возводить завод в Петербурге, но так и не смог получить у властей необходимые разрешения.
Финский производитель намерен приучить россиян пить кофе так, как это делают в Европе. Пока Россия, хотя и занимает 10 место в рейтинге самых «кофейных» стран (1,5 кг на душу населения), но до финнов, шведов и немцев (6-7 кг) нам ещё очень далеко. Тем более, что большая часть из этих полутора килограммов приходится на растворимый кофе — здесь Россия абсолютный лидер. «Мы стремимся к тому, чтобы доля обжарочного кофе на российском рынке поднялась с нынешних 17% до 30%», - говорит исполнительный директор Paulig Пекка Пиринен. Между прочим, в Финляндии не только деловые люди, но и обыватели на полном серьёзе обсуждают изменение цен на кофейном рынке (примерно как у нас колебания доллара к рублю) и даже обнаружили закономерность: фьючерсы на кофе изменяются в полном соответствии с изменением ситуации на нефтяном рынке. Правда, как извлечь из этого ценного наблюдения выгоду, наши соседи пока не придумали.
К приучению россиян пить зерновой кофе в Paulig подходят со всей серьёзностью: при заводе в Хельсинки действует институт кофе — здесь обучают персонал кофеен и ресторанов, чтобы они своими неумелыми действиями не отвратили клиентов от потребления настоящего капучино или латте и не запороли таким образом весь титанический труд компании. Завод в Твери строится по образу и подобию финского с тем лишь отличием, что у нас будет меньше автоматики и больше персонала. В Хельсинки же на огромном производстве трудится всего 65 человек, включая лабораторию, где пробуют готовый кофе. Дегустатор с 23-летним стажем Марья Тоури делает это весьма забавным образом: с помощью двух ложек прихлёбывает напиток и тут же сплёвывает его в урну — и так весь день. При этом ей запрещено курить, пить любые алкогольные напитки, а также прописана специальная диета — чтобы не испортить вкус. Кстати, претенденты на эту уникальную должность на тверском заводе, видимо, уже сейчас могут засылать свои резюме в Финляндию.
Следует отметить, что удешевления продукции, сделанной в России, и на Valio, и на Paulig не обещают. Производитель сыров говорит о том, что компании сперва нужно отбить инвестиции. А Пекка Пиринен утверждает, что хороший зерновой кофе дешёвым быть не может просто по определению. И это притом, что компании не придётся платить высоких ввозных пошлин на обжаренный кофе — сырьё (зелёные зёрна) ими вообще не облагаются.
Без отелей, но с магазинами
В компании SOK., владеющей в Петербурге сетью отелей Sokos и супермаркетов Prisma, в период кризиса заняли выжидательную позицию. В данный момент финны ведут переговоры относительно нескольких участков для строительства новых гостиничных и торговых объектов. Однако от плана объединить их воедино отказались. «У нас была идея совместить Sokos и Prisma под одной крышей, но мы не успели её воплотить. И хорошо, что не успели. Из-за кризиса наполняемость отелей снизилась на 30%. А вот продажи в супермаркетах, наоборот, увеличились. Например, в нашей первой точке в отеле «Москва» - на 220%. Так что лучше развивать их отдельно», - подчёркивает президент корпорации SOK Retail International Веса Пуннонен.
При этом если появление в ближайшее время новых отелей маловероятно, то вот несколько новых супермаркетов в течение ближайшего года наверняка появятся. В планах компании довести их количество до 15-20 штук к 2015 году, а до этого открыть современный логистический центр, под который также подбирается соответствующий земельный участок.
Павел Гинёв, Хельсинки-Петербург,"Фонтанка.ру"