На днях легенде советского спорта Ирине Родниной исполнилось 60 лет. В арсенале великой фигуристки три олимпийских победы и десять побед на чемпионатах мира. В интервью «Фонтанке» депутат Госдумы Роднина высказала свое мнение об олимпийском движении в России и современном фигурном катании, а также вспомнила о своем выдающемся прошлом.
- Вы знаете, Ирина Константиновна, о том, что у многих людей мелодия гимна нашей страны ассоциируется с Вашими «олимпийскими» слезами?
- Я думаю, что все-таки эта мелодия ассоциируется с победами всей страны. Любая красивая победа запоминается.
- На каком уровне находится современное фигурное катание?
- На хорошем уровне. Но надо помнить, что в 1992 году с разрушением страны большинство спортивных школ стало закрываться. До 1998 года мы только теряли кадры, детские спортивные сооружения, были жуткие демографические проблемы. Несмотря на то, что сегодня правительство выделяет много средств на спорт, мы подошли к яме. Я имею в виду подготовку спортсменов. Еще три-четыре года назад мы "вылезали" на крупнейших международных соревнованиях за счет того задела, который был создан в советское время. Сегодня средний возраст спортсменов, которые выступают на олимпийских играх - около двадцати лет.
- Кто сейчас лучшие пары в фигурном катании в России?
- Это две питерские пары, которые практически соревнуются между собой. Но вообще, я сейчас не интересуюсь фигурным катанием. Не может человек всю жизнь есть одну манную кашу, вам когда-то все равно захочется и мяса, и рыбы. Почему все решили, что я на всю жизнь привязана к фигурному катанию? Человек ведь имеет право на другие увлечения и интересы. Так что фигурное катание я не смотрю, мне не интересно. Мне не понятно, чем сегодня занимается Федерация фигурного катания? Да, положение тяжелое, но в Федерации футбола или хоккея почему-то никому не надо объяснять, что такое селекционная работа. После 2002 года в страну из-за границы вернулись два потрясающих тренера по фигурному катанию: Москвина и Тарасова. Им Федерация фигурного катания даже не помогла подобрать спортсменов, с которыми они могли еще показать результаты. А ведь эти тренеры нацелены именно на результаты, у них колоссальные знания, опыт. Не должны такие тренеры бегать с катка на каток. Хотя Москвина, как человек более системный, даже в таких условиях сумела довести до призеров мировых первенств своих учеников. В 2006 году вернулись в страну еще два тренера, которые подготовили олимпийских чемпионов: Васильев, Жулин. Что сделала для них федерация? Ничего! Что, работники Федерации фигурного катания "делают" медали? Да половина из них никогда на льду не стояли, ни как спортсмены, ни как тренеры!
- Вы выдвигали свою кандидатуру на выборах президента Олимпийского комитета России. Какие проблемы, на Ваш взгляд, в нашем олимпийском движении самые насущные?
- У нас нет олимпийского движения. Раз в два года мы комплектуем олимпийскую сборную. И все! Ее готовит сейчас Министерство спорта. А что такое олимпийское движение? Что такое олимпийское образование? Какие виды спорта считаются олимпийскими? На эти вопросы в нашей стране мало кто сможет ответить. Если сравнивать времена Советского Союза и современность, то в смысле спорта они мало соотносятся. За последние двадцать-тридцать лет олимпийское движение изменилось. Изменились законы, изменилось представление о том, как должно идти развитие профессиональных олимпийских видов спорта. Появились такие направления, как: спорт для всех, национальные виды спорта, молодежные Олимпийские игры, интеллектуальные соревнования - все это связано теперь и представляет собой систему олимпийского движения.
- Я прочитал в Интернете несколько Ваших интервью...
- ...я Интернету не верю. Там можно такое прочитать... Поразительно!!! При живом человеке писать непроверенную информацию! Спросите прежде меня: правда это или нет. Понимаю, если бы я уже умерла, тогда можно было бы про меня всякую ерунду писать. А когда человек жив... взять и перепутать все даты, взять с неба какую-то ложь. Я к Интернету отношусь хорошо, но плохо отношусь к некоторым нашим интернет-изданиям.
- Я имел в виду одну Вашу вполне позитивную фразу о том, что причастные к спорту "люди стали рассматривать спортивные общественные организации как плацдарм для ведения бизнеса. Рядом с результатом вставали те, кто не имел к нему отношения. Годами ничего не "сеяли", а "жали" только голый энтузиазм спортсменов и тренеров..."
- Даже не плацдарм, а просто как частный бизнес! Сейчас эта проблема стоит в меньшей степени, а лет шесть назад она была вполне насущной. За эти годы ведь во многих федерациях сменились руководители, в этой работе стали принимать участие более знаковые люди - если говорить о руководстве; а самой работой занялись более грамотные профессионалы.
- Это потому, что у нас национальный лидер страны - спортсмен?
- Был спортсмен, теперь уже не спортсмен.
- Я имею в виду не президента, а именно национального лидера... Есть такой момент?
- Я думаю, что все-таки это веяние времени. Это понимание того, что через спорт можно решать очень многие проблемы, особенно связанные с молодежью; со своим национальным достоинством, с пониманием кто мы и что мы, с международной деятельностью. Спорт ведь очень много может в себя вобрать. Даже вопросы государственной безопасности, потому что здоровье нации - это как раз вопрос государственной безопасности.
- Спорт может быть пропагандой?
- Он не "может быть", он и есть пропаганда. Но не та пропаганда, значение термина которой у нас сильно искажено. Спорт - носитель очень многих идей, движений... Он выполняет многие функции. Другое дело, что мы немного по-другому смотрим порой на спорт: нам либо деньги, либо медали подавай за победы в спорте. Но во всем мире у спорта много иных функций, особенно если спорт касается детства и юношества. Вот мы по праву гордимся тем, что у нас одно из лучших в мире средних образований. Конечно, никакая система не бывает совершенной, но если говорить о физическом воспитании школьников, то мы, конечно, здесь здорово отстаем от развитых стран мира. Отчего-то в школе возник стереотип, что умный человек не может быть физически развитым, а - соответственно - физически развитый человек не может быть умным. Это полная глупость! В результате сегодня наша страна бесплатно дает своему населению одно из лучших образований в мире, но шестьдесят процентов населения по состоянию здоровья не может полноценно выполнить возложенные на него функции. Министерство образования работает за Министерство здравоохранения! В новой концепции развития среднего образования есть понятие "здоровьесберегающие знания"! У нас по статистике только десять процентов детей в школах абсолютно здоровы. Так почему "здоровьесберегающие", а не "здоровьеформирующие"?
- Ирина Константиновна, почему бы не ввести в средних школах ежедневные уроки физкультуры? Может быть Вы, как заместитель председателя Комитета образования Госдумы, поддержите эту идею, бросите призыв?
- Наша школа к этому не готова. У нас нет в наличии спортивной базы для принятия такого решения. У нас в школах на шестьсот-тысячу детей - один, а в лучшем случае - два спортивных зала.
- За счет других уроков освободить средства...
- Залов не хватит. Я вам говорю: один зал на тысячу человек! Как вы "сетку" распределите? Не хватит времени! Преподавателей нет! Министерство образования никогда на это не пойдет! Да, откровенно говоря, физическая культура у нас в школах ведь по-настоящему не преподается. Физкультура — это, по большому счету, и система питания, и система физических нагрузок, и гигиена, и еще много чего. У нас же многие люди даже не понимают, для чего все это нужно. Но мы можем заменить ежедневный урок физкультуры иными способами привлечения детей к физической культуре. К примеру, в начальных классах во многих странах мира идет ежедневный "час активности". Не урок физического воспитания, а именно "час активности". Что такое "час активности"? Это подвижные игры, подвижно-развлекательные мероприятия, где дети будут развивать в себе и реакцию, и чувство команды. А если брать старшие классы, то физическим воспитанием старшеклассников должны заниматься посредством внеклассной работы. Мы стремимся к тому, чтобы в каждой школе был свой спортивный школьный клуб. У которого будет не безликий порядковый номер, а свое имя, как это есть во многих странах мира, где каждая школа имеет свой девиз, герб, с которыми и выступают школьные спортивные команды. Вот с того, когда дети начинают защищать честь своей школы, и начинается воспитание "чувства локтя", малой родины - чести своего района. Такую работу школы могут организовать.
- Секции, упрощенно говоря.
- Ну, будем называть секции. Школьный клуб - это команда, в которой тренерами могут работать и волонтеры. Как правило, в большинстве школ в таких клубах Америки работает один преподаватель физкультуры и пара родителей-волонтеров.
- Интересно! Почему до сих пор это у нас никому в голову не приходило?
- Я Вам объясняю: есть всемирная система гимназиаты, в которой мы не принимаем участия. Это когда соревнуются команды одного учебного заведения. Эта система существует с 1972 года. Об этом я говорила в Министерстве образования, но они не совсем в курсе этой темы. Это как раз то, чем должен заниматься олимпийский комитет России. А не вывозить олимпийцев и "дорогих гостей" на олимпийские состязания.
- Сейчас, в эпоху кризиса, нередко звучат мнения о том, что вряд ли России нужна Олимпиада в Сочи. Экономия на спорте и уровень жизни - это взаимосвязанные вещи?
- Это несовместимые вещи. Народу надо это объяснить. В Москве в 1980 году прошли Олимпийские игры. В 1979 году все олимпийские объекты под них уже были готовы. И что? Прошло уже тридцать лет, все объекты действуют, на них проводят время как простые москвичи, так и гости столицы. Разве это были выброшенные впустую деньги? Я так не думаю! Мы же не знали: выиграем или не выиграем право проведения Олимпийских игр в Сочи, а на программу развития Красной поляны уже были выделены федеральные средства.
- Вы уделяете много внимания проблемам массового спорта. По сравнению с временами Советского Союза массовый спорт перестал существовать. Почему? Исчезла культура?
- Культуры и раньше как таковой в этом смысле не было. Просто раньше на каждом предприятии был работник физической культуры, который и организовывал разные соревнования. Народ к этому привык. Были и культработники или, как мы их называли, массовики-затейники. А когда эта система распалась, эти должности упразднили, тут и выяснилось, что народ-то сам о себе и не заботится. У многих женщин какая философия? Раз такая тяжелая жизнь - одна радость: поесть. У мужчин одна радость - выпить. На это у нас находится и время, и деньги, и здоровье. Я ведь не случайно сказала о волонтерах: когда родители принимают участие в физическом воспитании детей, они и сами будут держать себя в тонусе. Тем более, что у нас же многие были мастерами спорта, имели спортивные разряды. Кроме того, с распадом Советского Союза мы потеряли сорок процентов наших спортивных комплексов. Многие из них перешли в частные руки. Любой комплекс, который создавался в пятидесятые-шестидесятые годы - это лакомый кусочек земли в центре больших городов. То есть мы сами же и разрушили то, что было создано на наши же средства, нашими же стараниями. В этом плане мы просто мазохисты.
- Вы телевизор смотрите?
- Нет, не смотрю.
- Танцы на льду, ледовые шоу смотрите?
- Если честно, мне это не очень интересно. Я все-таки профессионал и люблю профессиональные выступления. А это просто шоу. У нас есть международные турниры - Кубок России по фигурному катанию.
- Но популярность "Нувель де Моску" была все же несравненно выше. Почему?
- Не забывайте, у нас десять лет никакого спорта вообще не показывали по телевидению. Десять лет! Целое поколение отвыкло от регулярных спортивных телепередач. Так что я считаю, пусть лучше показывают и танцы на полу, и танцы на льду, и "Ледниковые периоды", чем показывать весь тот негатив, который сыпется на нас с экранов. Танцы - это все-таки добрые передачи, узнаваемые люди, красивые постановки, хорошая музыка. Все это больше идет на пользу телезрителям, чем всякие программы о чрезвычайных происшествиях и тому подобное. То, что у нас появился спортивный телеканал - я считаю большим достижением Совета по спорту при президенте. Появилось несколько чисто спортивных радиокомпаний. Появилась целевая федеральная программа в области физической культуры, которая была принята еще до национальных проектов. Проявила она себя очень хорошо, поскольку последние два года мы начали открывать огромное количество спортивных сооружений. Даже в Советском Союзе такого количества в такие сроки не строилось. Со временем это, конечно, должно дать результат. Потому что, если мы говорим о спорте, неважно - о массовом, любительском или профессиональном, то имеем в виду три момента: наличие спортивной базы, наличие кадров, пропаганда спорта. Мы очень хотим, чтобы хотя бы короткие репортажи были о тех турнирах, о которых мы с Вами говорили: о "Золотой шайбе", о "Кожаном мяче", обо всех остальных. Хотя бы по окончании турниров рассказать о командах, о ребятах, которые победили в этих турнирах. Это очень важно! Мы ведь сейчас лучше знаем, что происходит в НХЛ, прекрасно разбираемся в европейском футболе, но плохо знаем, что происходит у нас в стране. Когда проводятся соревнования студенческих команд в Америке - весь город стоит на ушах! Помню, в Лос-Анджелес приехала баскетбольная команда даласского университета - половина города стала оранжевой! Потому что все оделись в цвета своей команды, чтобы ее поддержать. Вторая половина жителей одела футболки своего университета. Вот откуда начинается массовость и интерес к спорту.
- Вы для всего нашего Отечества - живая легенда, Ирина Константиновна. Как ощущали на себе популярность в советское время?
- Стараюсь себя легендой не ощущать - это вредно. На улицу выходила, конечно. Но, понимаете, в жизни мы выглядим несколько по-другому, нежели когда нас видят на соревнованиях. Бывало, что, когда я ехала в метро, люди восклицали: "Не может быть, Вы - Роднина?!" Узнавали. Но вообще у нас был очень скромный народ. Смотрели на меня украдкой, не приставали, не мучили. На соревнованиях - да, выражали свое восхищение, а в жизни: едет человек в метро, ну и пусть едет.
- Была ли в реальности история, когда Вас с Вашим первым партнером вызвал к себе министр обороны Гречко и предложил квартиру в центре Москвы, если вы с Улановым поженитесь?
- Министр обороны Гречко не застал тот период, когда я каталась с Улановым. Его назначили министром, когда я уже каталась с Зайцевым. Так что это полная глупость! Это даже не просто нечистоплотность - писать такие вещи! Это дикость! И кто-то имеет право публиковать эту дикость! Слава богу, в советское время такого точно не было. Профессиональные журналисты должны сто раз перепроверить, прежде чем писать такие вещи. Подавать в суд за такие вещи?! Тратить на это время?! Для меня это, что называется, летать ниже плинтуса! Себя не уважать!
- На Братиславском чемпионате Вы действительно выступали без музыки?
- Да, вот это правда. Посередине выступления исчезла мелодия, мы решили продолжать танцевать. Потом нам сказали, что было короткое замыкание. Я не знаю, была ли это месть за 1968 год. Зал нас поддерживал аплодисментами.
- Вам никогда не предлагали остаться за границей?
- Предлагали выступать в профессиональных коллективах. Такие коллективы ездят с выступлениями по всему миру. Официально меня бы никто тогда не отпустил. А оставаться... извините: ребенок, родители... Перечеркнуть свою жизнь ради материального блага? Есть понятия, которые дороже денег.
- С 1990 по 2002 год Вы прожили в США. У Вас нет ощущения, что в тяжелое время Вы бросили свой народ, который Вас так боготворил?
- По этому поводу мне в основном говорили, что я погналась за "длинным долларом". А я просто-напросто в этот момент оказалась без работы. На родине для меня работы не нашлось. И когда мне предложили работу в Америке, я поехала туда работать по контракту, а не в эмиграцию. Так что - кто кого бросил-то?
Лев Сирин, Москва, «Фонтанка.ру»