Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Евгений Миронов: «Смотрю на Петербург глазами Достоевского…» (фото)

Евгений Миронов: «Смотрю на Петербург глазами Достоевского…» (фото)

687

Евгений Миронов в эти дни открывает Петербург по-новому, смотря на него глазами Достоевского. Дело в том, что режиссер Владимир Хотиненко позвал актера на роль Федора Михайловича в 12-серийном телевизионном фильме о жизни писателя. Съемки стартуют в октябре, продлятся до июня. И 42-летний Евгений, блистательно сыгравший Князя Мышкина, Ивана Карамазова, теперь пробует себя в роли писателя, сотворившего известные образы. Вот что рассказал актер и художественный руководитель Московского государственного Театра Наций обозревателю «Фонтанки».

В эти дни Евгений Миронов открывает Петербург по-новому, смотря на него глазами Достоевского. Дело в том, что режиссер Владимир Хотиненко позвал актера на роль Федора Михайловича в 12-серийном телевизионном фильме о жизни писателя. Съемки стартуют в октябре, продлятся до июня. И 42-летний Евгений, блистательно сыгравший Князя Мышкина, Ивана Карамазова, теперь пробует себя в роли писателя, сотворившего известные образы. Вот что рассказал народный артист России, художественный руководитель Московского государственного Театра Наций обозревателю «Фонтанки».

- Евгений Витальевич, возглавив два года назад Театр Наций, вы с головой погрузились в продюсерские и организаторские заботы, и на вопросы о новых киноролях отвечали: «Некогда!» Но, знаете, продюсеров немало, а Миронов как актер – один, и зрители ждут вас, прежде всего, на экране, на сцене!

- Все зависит от того, насколько вас устраивает вот эта моя вторая или третья жизнь. Насколько интересно то, что мне удалось сделать в Театре Наций. Сейчас уже можно это понять, потому что мы привозили в Петербург спектакли «Бедная Лиза» и «Рассказы Шукшина». Насколько это интересно, достойно? Тем ли я занимаюсь? Мне важен взгляд со стороны, потому что я сам в поиске, в процессе.

Вот в эти сентябрьские дни Театр Наций проводит в Перми (впервые не в Москве!) фестиваль современного искусства «Территория». Этот проект зародился тогда, когда я объехал, как артист, весь мир. Мне повезло, я играл у Петера Штайна, Деклана Донеллана, Эймунтаса Някрошюса, у многих великих, выдающихся режиссеров. Объехал весь свет и увидел, чего не хватает нам, насколько мы отстали в информации. Сейчас компьютерное время, можно все увидеть, но театр – искусство живое. А мы все сидим в каких-то кринолинах - по дизайну, по сценографии, по всему.

Конечно, у нас есть сильные стороны. Мы всё радуемся: у нас сильная актерская школа, и это правда. Но так долго гордились, так долго радовались, что по-прежнему сидим в своей кастрюле, варимся. А в мире интересные вещи происходят! Почему не посмотреть, не поучиться. Фестиваль «Территория» для этого и создавался.

Конечно, я мог бы и дальше играть следующую роль, другую, третью, четвертую, и мне было бы наплевать, что происходит в творческом процессе в масштабах страны. А мне не наплевать! Да и проблемы одна другой острей. Сейчас нет режиссеров среднего поколения, на пальцах одной руки могу перечислить достойных, серьезных. А еще меньше – молодых. И если мы сейчас что-нибудь не предпримем совместно, они так и не появятся на горизонте. И некому будет менять художественных руководителей наших театров, замечательных, великих, но кому уже за 70.

Почему такая ситуация сложилась? Наступили рыночные отношения, все ринулись рубить бабло… Ушли на телевидение, а оттуда не возвращаются! Потому что - всё! Запах денег, машина, дача, шмотки для жены... Элементарные бытовые вещи, которые раньше в голову бы не пришли Сережу Женовачу, Вовке Машкову, мне. Потому что мы шли заниматься профессией, больше всего хотели стать артистами. Мы даже лавочку украли для первого нашего спектакля у швейцарского посольства... Сейчас же другое: молодые звезды приносят бизнес-план и небрежно швыряют на стол продюсерам…

Но серьезных денег в театре как не было, так и нет. В кино есть, на ТВ, но не в театре. И мы должны думать, как изменить ситуацию. Театр Наций сейчас выстраивает систему, чтобы помочь молодым, дать шанс, чтобы не утянули их туда, откуда не возвращаются… Дать сцену, почву, платформу, чтобы работали, творили. Надо открывать молодых! Если мы этого не будем делать, мы, которые уже пожили, повидали, поняли, что почем, то кто же, кроме нас этим займется. Простите за эмоциональность, но это действительно острый для меня вопрос...

Что до моих планов как артиста, то есть хорошие новости. В августе в Питере вместе с Чулпан Хаматовой мы собирались сниматься в одной картине, но что-то там пока не сложилось: кризис, технические проблемы. Зато, Бог даст, скоро буду сниматься в серьезном, телевизионном фильме о жизни Достоевского. Режиссер – Владимир Хотиненко (у него Миронов сыграл 15 лет назад в фильме «Мусульманин», получив «Нику» за «Лучшую мужскую роль» – прим.авт.). В эти дни в Питере непременно приду в музей-квартиру Достоевского. Я сейчас окружил себя книгами о Федоре Михайловиче, и поэтому приехал в Петербург как домой. Брожу, еду по городу, и постоянно натыкаюсь на «знакомые места»: вот здесь происходило то, вот здесь случилось это. Все изучаю… Это будет по кинематографическим меркам очень длительный роман – съемки начнутся с октября и по июнь будущего года.

- Вы начнете снимать фильм с Петербурга?

- В октябре уезжаем в Германию и Италию, а где-то с января по март будем в Питере.

- А кто сыграет жену Достоевского?

- Там будет много женщин. Фильм ведь охватывает большой период жизни Федора Михайловича. Это очень интересный, масштабный, глубокий проект.

- На вашем фестивале «Территория» прозвучала удивившая многих мысль о том, что Пермь нынче претендует на звание новой культурной столицы России… А что останется Петербургу?

- Думаю, вы разойдетесь миром! В Перми больше склонности к современному, актуальному искусству. Петербургу уже «дергаться» не надо. У вас каждый кирпич – культурный кирпич мира. Поэтому у вас все нормально. А пермяки пусть у вас учатся.

- А что у вас в театральных планах, помимо Театра Наций?

- Кроме Театра Наций, у меня других никаких театральных планов быть сейчас не может…

У нас в театре сейчас идет реконструкция. Театру уже 128 лет, он был предшественником Московского художественного театра. У нас одно из самых красивых зданий в России, но сейчас на реставрации. Ремонт идет полным ходом, надеемся, через год-полтора уже сможем принимать зрителей у себя, в прекрасном здании, где работали Станиславский, Качалов, Москвин, Яблочкина, танцевала Айседора Дункан, где Антон Павлович Чехов впервые состоялся как драматург, написав специально для этого театра – Театра Корша – пьесу «Иванов».

Два года я руковожу этим театром. И новое, молодое поколение поверило нам - приходит со своими идеями, своими режиссерами, и мы их принимаем, если это нас трогает, заводит, выпускаем премьеры. Вот и молодой режиссер из Петербурга Кирилл Сбитнев поставил замечательный, трогательный спектакль о влюбленном Кафке – «Письма к Фелиции». Его мы играем на малой сцене центра имени Мейерхольда.

Пока мы без дома, вынуждены арендовать репетиционные помещения и различные сцены. Но это не мешает бурно развиваться как театру-открытой площадке. У нас нет труппы, и не будет. Зато будет самая большая открытая театральная площадка в России. И хотим не просто аншлаги собирать, но и влиять на зрителя, который уже привык к орешкам и поп-корну. Очень быстро, за пять-десять лет, широкого театрального зрителя испортили, и он часто ждет одного – три жопы голых, и чтобы в конце поклоны под движения, под танцы, и чтобы разъехались по домам и забыли... Катастрофа! Бог даст, Театр Наций станет тем местом, где будут разные спектакли, не опошляющие нашу культуру. Театр в России всегда был просвещенным, должен был еще что-то делать, кроме того, чтобы только развлекать.

У нас большая международная деятельность – проводим несколько фестивалей: «Территория», «НЕТ» («Новый европейский театр»), фестиваль французских малых городов, фестиваль малых городов России. А сейчас вдохновились новой идеей – в октябре проведем первый российский шекспировский фестиваль. Приедут коллективы из Израиля, Литвы, Нижнего Новгорода, а Театр Наций покажет премьерный спектакль – молодежный проект, рок-оперу «Ромео и Джульетта».

- В эти дни в Петербурге вы впервые играете Порфирия Головлева в спектакле «Господа Головлевы» Московского художественного театра имени Чехова… За эту роль в 2007 году вы получили «Золотую маску» - премию, которая вам, лауреату всевозможных премий и наград, так долго не давалась!

- Так она же «Золотая», и этим все сказано (улыбается). На самом деле, единственная в стране такого рода премия. Все относительно, это понятно. Тем не менее, здесь честно выбирают лучших, сколько бы ни ругали, ни судили. У меня действительно, есть, наверное, все призы и награды, я счастливый человек. Но мама мне говорила: «Да всё-то всё, а вот «Масочки»-то нету… Она очень любит такие блестящие вещи, серьги, и вздыхала: «Эх, как бы «Маска золотая» вот тут на стеночке висела!» А сейчас уже думает, как отколупать оттуда парочку бриллиантиков. Шучу, конечно: там не бриллианты, а «огонечки» такие… Действительно, «Золотая маска» мне очень дорога.

- И почему бы теперь не замахнуться на «Оскара»?

- На «Оскара»? А действительно… Там награждают иногда очень хороших артистов. Вот дали «Оскара» Шону Пенну, моему любимому артисту. А иногда смотришь на церемонию награждения в Голливуде, и думаешь: ну и что такого?! У нас тоже есть хорошие премии (улыбается)…

Михаил Садчиков, «Фонтанка. ру»
Фото Михаила Садчикова-младшего

1 из 3
Источник:

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях