Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Финансы Кризис С днем рождения, кризис!

С днем рождения, кризис!

225
domiki.strussa.ru

Началом мировой рецессии считается 15 сентября. Именно в этот день год назад американский банк Lehman Brothers объявил о своем банкротстве. Это вызвало настоящий шок на рынке. Стало ясно: от финансовых проблем не застрахована ни одна компания, какой бы крупной и именитой она ни была.

Рынок откликнулся на банкротство банковского гиганта молниеносно: американские деловые индексы обрушились в тот же день, российские, из-за разницы во времени, - на следующий. Впервые за много лет торги на отечественных биржах были остановлены.

В октябре падение продолжилось, и закрытие торговых площадок стало делом обыденным. Тогда же Россия вновь услышала страшное слово “девальвация”. Уже в ноябре Центробанк объявил начало управляемого ослабления рубля, однако это не спасло от валютной паники. Граждане, реагируя на изменения курса, побежали в обменники переводить сбережения в доллары и евро. То же самое делали и банки, вкладывая полученные от ЦБ кредитные средства и закладывая их в резерв. В результате рубль скатился до 30-31 за доллар и 44-45 за евро.

Латание дыр в экономике из-за потери стоимости энергоресурсов (нефть опускалась до 30 долларов за баррель) стоило миллиардов долларов из золотовалютных резервов. Правда, официально российские власти признали наличие рецессии в экономике только в середине декабря, когда “посыпался” реальный сектор.

Не секрет, что первыми жертвами кризиса в России стали строительные компании и торговцы, которые жили и развивались только за счет кредитов. Застопорилась работа у автопроизводителей, металлургов, промышленников. Зима и весна “затянула” в кризис всех остальных. Впечатлениями о кризисном годе с “Фонтанкой” поделились банкиры, предприниматели, политики.

Политик, публицист Владимир Рыжков: “Самые худшие ожидания не сбылись. Мир не достиг уровня 30-х годов Великой депрессии. На сегодняшний день можно сказать – экономика опустилась на дно. Вряд ли мы будем падать ниже, но и скорого всплытия ждать не стоит. Вопрос в том, сколько мы будем жить на дне. Тут мнения расходятся: оптимисты говорят, что для возвращения на докризисный уровень потребуется год, пессимисты – 3-5 лет. Мне ближе вторые. Думаю, неприятности еще впереди. Первое, что можно сказать - продолжится рост безработицы. Особенно в машиностроении, металлургии, на крупных производствах. Примером может служить “АвтоВАЗ”. Единственная возможность таких предприятий (неконкурентоспособных на мировой арене) выжить – сократить сотрудников.

Второе: в банковской системе ожидается новая волна кризиса. Дело в том, что “плохие” долги никуда не ушли. Они только увеличивались все последнее время. Плюс финансовая система многих стран подорвана внешними долгами и эмиссиями валют.
Третье: дефицит бюджета России рекордный – 7-8% ВВП в 2009, 5-6% ВВП в 2010-м. Далеко не факт, что в 2011-м нам удастся свести концы с концами. И четвертое: ослаблен контроль за антикризисными мерами правительства. Сейчас Путин готовится отчитываться перед Думой за очередной период. К нему очень много вопросов. Например, был составлен список предприятий, которые должны были получить финансовую помощь. Но данных, на что конкретно пошли деньги, нет. Также не известна судьба вливаний в банковскую сферу. Пошли ли деньги на кредитование бизнеса – большой вопрос”.

Главный аналитик “Альфа-Банка” Наталия Орлова: “С одной стороны, конечно, никто не ожидал, что будет так плохо. Сложно было предположить, что банкротство Lehman Brothers станет отправной точкой в глобальной рецессии. С другой стороны, и сейчас рано говорить об итогах кризиса, так как он не закончился. Дело в том, что на данный момент мы видим некую стабилизацию, но она сугубо локальна. И есть все экономические основания утверждать, что нас ждет еще несколько этапов падения. Сегодняшнее положение очень хрупкое, так как держится лишь за счет серьезного дефицита бюджетов крупнейших стран. Так, в США он составляет 13% ВВП, в России – 8%. Бюджетные вливания в тонущую экономику, может быть, и оправданны, но опасны. Правительствам нужно помнить, что денежные резервы очень скоро закончатся”.

Заместитель председателя правления Инвестторгбанка Сергей Щербаков: “По прошествии года кризиса в России можно сказать, что самые пессимистические прогнозы не сбылись. Думаю, причиной тому – вовремя принятые правительством меры. Однако сейчас говорить о том, что рецессия подошла к концу, как минимум, рановато. Я, например, поверю в конец кризиса только тогда, когда мы увидим строящиеся дома и заводы, а также многочисленные объявления о приеме на работу. Рост экономике может дать только реальный сектор, производители осязаемого продукта, а не банковский сектор”.

Управляющий партнер “Главстрой СПб” Игорь Евтушевский: “Фактически прогнозы, которые мы давали в начале кризиса, сбылись. Девелоперы говорили, что дно цены (на недвижимость) вплотную подойдет к себестоимости строительства. Так оно и получилось. Кроме того, экономисты отмечали: рецессия продлится 2-3 года. И сейчас мы видим, что до реального окончания падения еще далеко. Однако нельзя не признать, что бизнес уже извлек из всего произошедшего серьезный урок. Если раньше, развивая проект, никто не думал о том, будет ли спрос, какая эффективность у будущего объекта, то теперь эти проработки делаются наиболее тщательно. Кризис научил нас считать и рассчитывать”.

Екатерина Марковец, директор департамента консалтинга и оценки АРИН: “Год был тяжелым для большинства участников рынка. Но в принципе он прошел так, как мы и ожидали. Сейчас кажется удивительным, что большинство экспертов не замечало надвигающейся угрозы со стороны макроэкономики, и, анализируя свой узкий рынок недвижимости, строили позитивные прогнозы на будущее. Кризис показал, что и Россия в целом, и Петербург в частности, и тот рынок, на котором мы работаем, имеет тесную взаимосвязь с мировой экономикой и мировой финансовой системой, и ее нестабильность может повлечь кризисные явления на нашем рынке. Мне кажется, бизнесмены должны стать более осторожными и расчетливыми. Больше внимания уделять расчетам проектов, прогнозированию, бюджетированию. Перед тем как инвестировать в новые сегменты или приобретать новые объекты, просчитывать доходность и риски, поскольку у нас часто бизнес строится на каких-то сиюминутных решениях, крупные объекты приобретаются на кураже, возникающем во время торгов, и потом по таким проектам чаще всего возникают проблемы.

Что касается окончания кризиса, то властям, наверное, виднее, поскольку у них есть мощные аналитические центры, которые работают по всей России и собирают информацию со всех секторов экономики, а также анализируют макроэкономическую ситуацию. Но, на мой взгляд, бурного роста в ближайшие годы ожидать не приходится, поскольку слишком сильный был откат всей экономики в первом полугодии 2009 года. Тогда было снижение и по ВВП, и по доходам населения, и по главному источнику доходов страны – нефти и газу. Однозначно мы пережили шок и сейчас учимся работать в новых условиях. Хочется надеяться, что компании станут более эффективными, и шальные нефтяные деньги больше не будут порождать воздушных замков”.

Александр Мулякаев, председатель совета директоров ГК «Гласс Дизайн»: “Банкротство Lehman Brothers стало сигналом того, что ничто не вечно и даже колоссы могут падать. Основной урок, который мы извлекли из кризиса, – необходимо жить по средствам и четко просчитывать программу будущего развития. Думаю, что это универсальный подход и в рамках отдельно взятой компании и в масштабах страны.

Правительство должно понять, что если во всем мире финансовый кризис, то в России – это структурный кризис, связанный с низкой производительностью труда, бюрократизацией органов государственной власти, нерациональностью использования ресурсов. Как это ни парадоксально, кризис сейчас предоставляет правительству хорошую возможность провести реорганизацию в стране. Например, уменьшить совокупную налоговую нагрузку, увеличить возраст выхода на пенсию, примерно на 50% сократить штат госслужащих. Сейчас на 1 работника приходится 5-6 чиновников и госслужащих, что ненормально. Это путь к самоуничтожению.

Несмотря на заявления об окончании острой фазы кризиса, ожидать, что дальше нас ждет стремительный рост экономики, вряд ли стоит. Какие-то кризисные явления еще будут, особенно если не предпринимать действий по изменению общей экономической ситуации в стране”.

Андрей Пименов, руководитель офиса Городского Ипотечного Банка в Санкт-Петербурге: "Безусловно, экономика начинает демонстрировать признаки выздоровления. Это положительный момент. По срокам начало стабилизации совпало с прогнозами «оптимистичных» экспертов, которые осенью прошлого года говорили о возможном улучшении в экономике уже весной-летом 2009 года. Хотя до полного выхода из кризиса еще далеко.
Полагаю, что большинство участников рынка еще раз поняли, что любой бизнес, будь то ипотечное кредитование или, например, производство продуктов питания, нужно вести профессионально, учитывая возможные риски, свой и чужой опыт, и работая на долгосрочную перспективу, а не сиюминутную прибыль.

В период кризиса у всех было время подумать и оценить слабые места своего бизнеса. Наиболее активные участники рынка стали открывать новые направления. Так, наш банк открыл «Расчетный центр» для сделок с недвижимостью. Стал осваивать новые проекты, связанные с предоставлением услуг по банковским переводам, обмену валюты на площадке Санкт-Петербурга.

Что касается ипотеки, то, конечно, это время показало, что в данном направлении у нас в России не все в порядке. Пока еще нет полноценной системы рефинансирования ипотечных кредитов. Стала больше видна зависимость ипотеки от западного финансирования. Меры, предпринятые правительством для поддержки системы ипотечного кредитования, были своевременными, но, к сожалению, пока не дали должного результата. Необходимо не только принятие законодательных актов, но создание платформы для реальной реализации инициатив правительства в этом направлении. Необходимо еще принять ряд нормативных актов для построения нормально функционирующей системы ипотечного кредитования. Об этом уже не раз говорилось. Например, принятие закона о рейтинге, внесение изменений в нормативные акты, регулирующие деятельность страховых компаний с целью разрешения им формировать резервы, в том числе, за счет ипотечных ценных бумаг и т.д."

Депутат, председатель комитета по законодательству ЗакСа Виктор Евтухов: “Для Петербурга, как и для всей страны, - этот год был испытанием. Свидетельством тому стали изменения в главном финансовом документе города - бюджете. Нам пришлось сократить его расходную часть более чем на треть. Но не так страшен черт, как его малюют. Нам предрекали фактически катастрофу. Однако, как мы видим год спустя, город стоит, люди по-прежнему ходят на работу и получают зарплату, в квартирах есть свет и газ, полки магазинов не опустели. Я считаю, что городским властям успешно удалось справиться с трудностями.

На мой взгляд, уроки из этого финансового кризиса вынесут все. В первую очередь кризис должен научить нас более тщательно просчитывать риски и соотносить наши амбиции с реальными возможностями”.

Маша Могилевская,
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях