Вопрос о прекращении авиационной деятельности петербургской ГТК “Россия” не ставится. Об этом “Фонтанке” сообщили в руководстве компании после совещания с главами Росавиации, прошедшего в минувшую пятницу в Москве. Правда, авиатору дали полмесяца на то, чтобы представить план действий по выходу из кризиса и модернизировать бизнес.
О расширенном совещании в Росавиации в понедельник сообщили федеральные СМИ. В информации отмечается, что на встрече присутствовали те авиакомпании, которые испытывают значительные трудности и не могут рассчитаться по долговым обязательствам. Причем, как пишут “Ведомости”, авиакомпаниям с наибольшей задолженностью ведомство вынесло предупреждение. Если в течение месяца они не выплатят или не реструктурируют свои долги и не предоставят бизнес-планы, то Росавиация грозит приостановить или вообще аннулировать сертификаты эксплуатанта, то есть запретить летать. В числе прочих в списке “вызванных на ковер” оказались и менеджеры ГТК “Россия”.
Но, как сообщил “Фонтанке” бренд-менеджер авиакомпании ГТК “Россия” Дмитрий Лобач, вопрос о прекращении деятельности петербургского перевозчика не ставился. ГТК будет продолжать работать, более того, в ближайшее время планируется приобрести новую технику.
“Сейчас компания ведет переговоры с кредиторами, топливозаправщиками, лизингодателями о предоставлении дополнительных рассрочек, снижении регулярных платежей, и, надо сказать, достаточно успешно. Поэтому можно с уверенностью говорить, что угрозы остановки деятельности компании нет”, - отметил Лобач.
Кроме того, как отметили в ГТК, до конца года авиаперевозчик планирует приобрести новый борт “Аэробус”, еще один такой самолет будет куплен в марте следующего года. “Таким образом, мы сможем полностью отказаться от использования в полетах отечественной техники, которая потребляет больше топлива, дороже в эксплуатации, а также зачастую не соответствует требованиям европейских стран по уровню шума”, - заметил Лобач. На данный момент в распоряжении компании 9 самолетов Airbus A319, 5 Airbus A320, 5 Boeing 737-500, 3 Boeing 767-300, 10 Ту-154М.
Чтобы остаться “на крыле”, ГТК “Россия” все же придется еще раз отчитаться перед Росавиацией не позднее конца сентября. Московские чиновники хотят получить от нового менеджмента компании (напомним, в конце июля 2009 года место генерального директора компании занял Роман Пахомов, сменив на этом посту Сергея Михальченко) развернутый бизнес-план на новый посткризисный период.
Новому руководству, кстати, придется разрабатывать этот план не только в краткие сроки, но и сжатым составом. Накануне по собственному желанию ГТК “Россия” покинули сразу 6 управленцев. Заявления по собственному желанию написали коммерческий директор Игорь Морачев, летный директор Анатолий Гороховский, директор по производству ГТК «Россия» Игорь Коломейцев, начальник АТБ Виктор Харченко, руководитель администрации ГТК «Россия» Дмитрий Голубков и директор по общим вопросам Наталья Белоусова. В компании такие преобразования связывают с оптимизацией штатной численности сотрудников.
Напомним, что трудности с выплатой долгов ГТК “Россия” начала испытывать в конце прошлого года. Сейчас просроченная задолженность ее оценивается в 5,1 миллиарда рублей. Громким процессом ознаменовалась попытка крупнейшего поставщика топлива компании “Совэкс” затребовать у авиатора возмещения за заправленные баки. Структурам, к счастью, удалось прийти к мировому соглашению. Заправщик предоставил ГТК дополнительную рассрочку.
Поддержал “Россию” в трудной финансовой ситуации банк ВТБ. Кредитное учреждение предоставило авиакомпании срочный займ на 1 год в размере 700 миллионов рублей. ГТК направило деньги на финансирование текущей деятельности.
Готовность подставить локоть авиатору выражали в свое время и городские власти. Но при условии, что компания останется базовой в Петербурге, а не будет переведена, как планировали в Росавиа, в московский аэропорт “Внуково”.
Однако сейчас, как пояснили в ГТК «Россия», вопрос перевода мощностей не обсуждается. “Сначала нужно упрочить финансовое положение компании, сделать ее экономически успешной, а уже потом решать стратегические задачи”, - отмечают в компании. Кроме того, подчеркивают, что возможность “переезда” в Москву будет решать собственник ГТК - "Ростехнологии", и Росавиация на это решение никак повлиять не сможет.
Справка:
Государственная транспортная компания «Россия» - крупнейшая авиакомпания и ведущий авиационный перевозчик в Северо-Западном регионе РФ. Базовые аэропорты ГТК «Россия» - Пулково и Внуково. Маршрутная сеть авиакомпании включает 70 пунктов РФ, 20 пунктов в 7 странах СНГ, 35 пунктов в 20 странах дальнего зарубежья.
В 2008 году пассажирами компании стали 3,48 миллиона человек. ГТК «Россия» выполняет также рейсы специального назначения для высших должностных лиц, а также регулярные коммерческие, чартерные, грузовые и почтовые рейсы. В частности, в составе флота имеются воздушные судна, перевозящие президента, председателя правительства и министра иностранных дел.
До июля 2008 года имущество компании находилось в федеральной собственности и компания подчинялась Управлению делами президента РФ. 10 июля 2008 года было принято решение преобразовать ФГУП в ОАО и передать ценные бумаги «России» госкорпорации «Ростехнологии».
Мария Могилевская, "Фонтанка.ру"
Фото: Александр Беленков