В городском суде Санкт-Петербурга состоялось первое судебное заседание по заявлениям семи жителей квартала 43 («Полюстрово»), оспаривающих закон «О развитии застроенных территорий». Иск рассматривали в непринужденной обстановке. Но решение вопроса отложено — взвесив на ладони тома принесенных дополнительных материалов, судья Татьяна Гунько назначила следующее заседание на 23 сентября.
В зале суда сошлись семь человек из квартала 43 ( включенного в перечень территорий, подлежащих реновации) и представители власти. Законодательную ветвь на заседании представляла сотрудник юридического управления ЗакСа Татьяна Кузнецова, губернатора - юрист комитета по строительству Андрей Сергеев. От лица жителей квартала 43 выступали Владимир Чернышев, Елена Малышева и Тамара Ведерникова.
Чернышев критиковал закон «О развитии застроенных территорий» как не соответствующий законодательству. «Дома можно направить на снос только в том случае, если они признаны аварийными, и об этом составлен акт Межведомственной комиссии. Здесь же говорится о некой адресной программе, при этом ни одного адреса в ней нет. Есть только перечень кварталов, выбранных неизвестно по какому принципу», - возмущался он. Кроме того, напоминает заявитель, ни один квартал, назначенный на снос, не проходил через процедуру публичных слушаний. «Вы решили все за нас, мнения местных жителей никто не спросил. И о каком самоуправлении может после этого идти речь? Это — прямое нарушение Конституции», - обратился он к представителям депутатов и губернатора города.
Елена Малышева прибегла к эмоциональным аргументам. «Почему я должна куда-то переселяться, если меня устраивает жизнь в моей квартире? По какому праву меня кто-то принуждает переезжать, пусть даже в том же районе?» - поинтересовалась она. Тамара Ведерникова засомневалась в готовности закона к применению: «Еще несколько лет назад я принимала участие в подготовке этого законопроекта. Тогда говорилось о том, что не разработаны механизмы переселения, не оговорена защита прав собственников и нанимателей. Кто их будет защищать, как это будет? Ничего не было тогда, не решены все эти вопросы и теперь». «Получается закон, сделанный по принципу «слепила из того, что было», - заключила заявитель.
Из ответа Татьяны Кузнецовой заявители узнали, что закон соответствует законодательству Градостроительному, Жилищному и Земельному кодексам. «А Конституция носит декларативный характер!» - заявил представитель петербургского ЗакСа. Депутаты, оказывается, не должны были предусматривать механизмов реализации закона, в их задачу входило только его разработать. Публичные слушания не предусмотрены Градкодексом - «проект планировки на суд жителей вынесут обязательно».
Что касается списка территорий, назначенных на реновацию, то он был составлен муниципальной властью. «Рекомендовали те кварталы, большинство домов в которых аварийные и находятся на грани разрушения», - доверительно поведала Кузнецова. Однако ответить на вопрос, каким образом определялась аварийность, не сумела. Пояснила, что с этим вопросом надо обращаться к муниципальной власти.
То, что в законе не предусмотрен механизм исключения кварталов из «расстрельного списка», Кузнецову не смущает — по ее мнению, необходимости в нем нет. «Зачем это нужно? Жители плохих домов получат хорошие квартиры. Всех нанимателей признают нуждающимися в улучшении жилищных условий, поставят на очередь и обеспечат жильем», - пообещала она.
«Подождите, - заинтересовалась судья Гунько. - По закону нуждающимися признают тех, кто проживает в квартире на момент принятия решения о реновации. А до завершения строительства пройдет 8-10 лет. Как быть с тем, что количественный состав семей изменится?» В ответ юрист ЗакСа многословно объяснила, что жильем всех обеспечат по закону, а норма «количество проживающих на момент принятия решения» прописана для удобства инвестора, чтоб он мог рассчитать, сколько квартир ему будет надо отдать городу.
В заключение Кузнецова объяснила, что претензии к тому, что в программе не указаны адреса конкретных домов, надуманны и лишены оснований. «В законе не расшифровывается понятие «адресная программа», - высказала она свою точку зрения. - Вы расцениваете эти слова как список адресов, а мы — как список территорий». Впрочем, законодатель призналась, что «укрупнение объектов» было сделано ради удобства депутатов. «Вы представляете, сколько бы нам пришлось просматривать домов?» - с обескураживающей прямотой поинтересовалось она.
Андрей Сергеев, защищавший в суде честь губернатора, был немногословен. Правоту заявителей он признал, согласился с тем, что их опасения имеют под собой основания, но все они, по мнению представителя Стройкомитета, преждевременны. Он объяснил, что принятый закон — рамочный. «Чтоб он работал, еще будут приняты постановления правительства, только тогда можно будет говорить о реализации», - сообщил юрист, по-видимому, попросту забыв о двух уже проданных на аукционе кварталах. Впрочем, по мнению Сергеева, беспокоиться о том, что закон о реновации может причинить жителям «развиваемых кварталов» какой-то ущерб, не следует. «Ведь его разработали ваши депутаты, которых вы же и выбирали. Неужели они не учтут ваши интересы?» - с тонкой улыбкой поинтересовался представитель Смольного.
Не увидел Сергеев и необходимости в проведении общественных слушаний. «Вот вас тут четыре человека, и вы реновации не хотите, а в городе сотни тысяч человек, и они о ней мечтают», - сообщил он. Правда, на вопрос, откуда ему об этом известно, отвечать не стал, заставив предположить, что у чиновников Смольного существует телепатическая связь с собственным народом.
Обе стороны принесли в суд тома дополнительных материалов. Поэтому суд принял решение перенести слушания на 23 сентября. Стороны разошлись на две недели, причем противники закона приняли решение оспорить его и в Конституционном суде.
Напомним, квартал 43 («Полюстрово») был включен в список назначенных на реновацию с учетом интересов конкретного инвестора — компании «Стройкомплекс XXI». Этот инвестор год назад начал строительство двух жилых зданий на внутриквартальной территории, уничтожив существовавшие зеленые насаждения (так называемый Сквер Подводников). Обе стройки остановились на стадии свайного поля, но от планов принять участие в программе реновации хрущёвок «Стройкомплекс» пока не отказывался.
Елена Алексеева, «Фонтанка.ру»
Закон о реновации вызвали в суд
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ