Совет директоров GM принял историческое решение: одобрил сделку по покупке концерна Opel консорциумом канадской Magna и российского Сбербанка. Рекомендацию поступить именно так, а не отдать предпочтение бельгийскому покупателю – RHJ, дало руководству GM германское правительство. За сделку с российским партнером выступил и профсоюз Opel. Одно “но”: теперь с большой вероятностью машины этой марки будут выпускаться на площадке ГАЗа, а не на петербургском заводе, как предполагал GM.
Официальные власти GM затягивали с объявлением решения, до последнего держали покупателей в напряжении. Глава Сбербанка Герман Греф не стал комментировать ситуацию даже после того, как источники в совете рассказали иностранным СМИ о том, что директорат уже принял решение продать Opel именно в Россию.
Первой с заявлением выступила канцлер Германии Ангела Меркель. Сразу после пресс-конференции в штаб-квартире GM в Берлине глава правительства заявила агентству “Рейтер”: “Я счастлива, что концерн принял именно такое решение”. Иностранные СМИ сразу же расценили ее слова как признание безоговорочной победы Москвы и проигрыша Вашингтона, который якобы лоббировал сделку по продаже Opel бельгийскому концерну RHJ ( за ним - американский капитал).
Кстати, источник, сообщивший агентству Bloomberg о продаже Opel Магне и Сбербанку до официального одобрения сделки уточнял, что руководство GM выдвинет перед покупателем некое условие. Однако после окончания пресс-конференции об этом условии ничего сказано не было.
Известно, что теперь доли собственности в концерне Opel распределятся следующим образом: канадская “Магна” получит 20% автопроизводства, Сбербанк с партнером (Группой ГАЗ) – 35%, еще 35% останется в ведении GM, 10% - у сотрудников компании.
Германское правительство, кстати, уже пообещало новым владельцам концерна денежную дотацию на его развитие. В частности, Меркель посулила выдать российско-канадскому консорциуму 4,5 миллиарда евро в дополнение к стабилизационному кредиту в 1,5 миллиарда, который уже предоставлен Opel на время проведения переговоров о продаже.
“Магна”, в свою очередь, обязалась не закрывать все четыре германских завода Opel. Это сыграло немаловажную роль в переговорном процессе: профсоюзы немецких заводов сразу кинулись поддерживать решение о продаже Opel канадско-российскому партнерству. А в случае другого исхода обещали остановить конвейеры на всех предприятиях.
Тем не менее, далеко не все работники, отстоявшие сделку для “Магны” и Сбера, сохранят свои рабочие места. Предполагается, что новые владельцы вынуждены будут расстаться по крайней мере с четвертью сотрудников предприятий, чтобы снизить затраты. Так, в ближайшее время на улице могут оказаться около 2,5 тысяч работников германских заводов.
Петербургский завод такие неприятности постигнуть не должны. Он, как и предполагалось, остается за бортом сделки и будет по-прежнему принадлежать GM. Единственное, скорее всего, заводу придется отказаться от планов по выпуску на предприятии марки Opel (ранее, напомним, руководство GM сообщало о намерении выпускать в Шушарах Opel Astra). В российском офисе компании пока воздерживаются от прогнозов на будущее. “Все будет зависеть от решения новых собственников Opel”, - отмечают в “GM Россия”. Однако, предполагая, что немецкая марка все же покинет Петербург, в концерне отмечают: производящихся сейчас в Петербурге моделей Chevrolet вполне хватит для успешного существования завода.
Opel же, вероятнее всего, будет перебазирован новыми владельцами на производственную площадку ГАЗа (Группу ГАЗ контролирует Олег Дерипаска). Линейки немецкого автомобиля займут место выпускаемых сейчас там моделей Volga Siber.
Судьбу Opel в GM не могли решить больше полугода. Вопрос о продаже концерна рассматривался с весны 2009 года. В рамках Петербургского экономического форума глава Сбербанка Герман Греф подтвердил, что Сбербанк планирует выкупить немецкого автопроизводителя. Однако сделку никак не могло согласовать американское подразделение GM. Штатовское подразделение компании никак не могло рассчитать, какое же предложение по покупке Opel будет наиболее выгодным.
Напомним, GM объявил о своем банкротстве 1 июня 2009 года. 60% акций компании выкупило американское правительство, выделившее на реструктуризацию 30 миллиардов долларов.
Завод General Motors открылся в Петербурге в ноябре 2008 года. Максимальная мощность завода - 70-75 тысяч автомобилей в год. Инвестиции в проект строительства предприятия составили 300 миллионов долларов. Производственная линия завода настроена на выпуск компактных внедорожников Chevrolet Captiva и Opel Antara. С сентября на предприятии запустили линию по выпуску новой модели Chevrolet Cruze.
Маша Могилевская, "Фонтанка.ру"