Минкомсвязи отрицает введение внесудебного контроля за почтовыми отправлениями. Мол, представители спецслужб приходят на почту уже с решениями суда — это само собой разумеется, и прописывать это в приказе, изданном министерством в июне, не было необходимости. Но не все умеют «читать между строк». Поэтому решить судьбу документа предстоит Верховному суду.
Напомним, что с 21 июля почтовики обязаны по запросу или указанию представителей правоохранительных органов предоставлять любую информацию о корреспонденции граждан и организаций, персональные сведения адресатов и отправителей, а также разрешать вскрытие или изъятие почтовых отправлений.
Спор о законности системы обеспечения оперативно-разыскных мероприятий (СОРМ) длится уже много лет. Конституция России допускает раскрытие тайны связи исключительно на основании судебного решения, но как раз «технические требования» (так министр связи назвал новый приказ) предоставляют спецслужбам как свободный доступ к базам данных (в том числе сотовых операторов, включающих все сведения о звонках, SMS-сообщениях и пр.), так и возможность с удаленных пультов вести прослушивание и запись разговоров, контролировать электронную почту, отключать «врагов народа», блокировать их номера, «вредные сайты» и т.д.
В приказе Минсвязи 2000 года прямо указывалось, что никакие судебные или иные документы оператору связи предъявлять не надо. Россияне должны были просто верить в добропорядочность сотрудников силовых ведомств. Верховный суд России счел эту норму незаконной, возложив ответственность за сохранение тайны разговоров непосредственно на связистов и запретив им «выдавать» клиентов без получения судебного акта.
В 2009 году Минкомсвязи определило новый порядок контроля почтовой корреспонденции – писем, бандеролей, посылок и т.п. Во время вчерашней онлайн-конференции министр связи и массовых коммуникаций России Игорь Щеголев заявил, что «сотрудники спецслужб будут приходить в почтовые отделения уже с решениями суда: приказ был создан с учетом этого фактора и описывает только те условия, в которых сотрудники спецслужб должны получать доступ к почте с соблюдением прав граждан».
В то же время ни руководитель, ни юристы связного ведомства не объясняют, почему о самом важном условии – наличии судебного решения, в приказе нет ни слова. Кроме того, спорный документ предусматривает возможность доступа к базам данных почтовых служб с удаленных пультов, которые устанавливаются в подразделениях ФСБ и МВД. Технические требования исключают любой контроль за операциями, которые проводятся с таких пультов, а потому получать информацию силовики могут, не предъявляя никому никаких судебных решений.
Законность приказа поставил под сомнение и уполномоченный по правам человека России Владимир Лукин. Вправе ли спецслужбы свободно смотреть почту и дозволяет ли им это делать подписанный Игорем Щеголевым приказ, в ближайшее время решит Верховный суд России. Первое заседание по этому делу состоялось 27 августа, но рассмотрение по существу было отложено по просьбе представителей Федеральной службы безопасности, которые не успели ознакомиться с документами. Новое заседание состоится 11 сентября.
В то же время правозащитники не отрицают, что судебный контроль за перлюстрацией корреспонденции и контролем телефонных и иных каналов связи носит, скорее, формальный характер: по данным статистики, в первом полугодии служители Фемиды удовлетворили 114,6 тысячи (97,4 процента от числа заявленных) ходатайств соответствующих ведомств о нарушении тайны связи.
Ранее по теме:
Минкомсвязи: спецслужбы могут перлюстрировать почту только по решению суда
Заседание суда о законности перлюстрации почты спецслужбами перенесено
Суд оценит законность перлюстрации почты спецслужбами
На почту вернут «черный кабинет»
Антон Одынец,
Фонтанка.ру