Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Пивовары борются за акцизы

Пивовары борются за акцизы

372
1stolica.com

Пивные компании Петербурга призывают министра финансов РФ Алексея Кудрина не повышать в несколько раз акцизы на пиво. Власти города с крупнейшими налогоплательщиками согласны. Вместе они объединились и подняли обсуждение этой спорной темы. Аргумент один: пиво станет дороже — начнут покупать суррогат. Наркологи, ритейлеры, производители крепкого алкоголя эту точку зрения не разделяют.

Пиво в 2010 году может подорожать на 10-15 рублей за бутылку и стоить не менее 40 рублей. Это случится, если Минфин реализует идею повышения акцизов на пивную продукцию. По подсчетам министерства, это даст дополнительно более 60 миллиардов рублей доходов в федеральную казну. Пивные компании этого категорически не хотят. Возможно, именно поэтому на прошлой неделе одна из компаний пригласила в гости на свое производство губернатора Петербурга Валентину Матвиенко.

Градоначальница, осмотрев цеха одного из крупнейших петербургских налогоплательщиков, попросила: в казну города налогов заплатить в этом году не меньше, чем в прошлом. А заодно поддержала предприятие, заверив, что будет выступать против повышения акцизов. «Я понимаю озабоченность президента и необходимость борьбы с алкоголизмом. Всех нас коробит, когда молодые люди идут по улице с бутылкой, пьют в подъездах. Нужно не допускать продажи алкоголя лицам моложе 18 лет, но меры нужно просчитать. Этот вопрос надо обсуждать. Нельзя допустить, чтобы акцизы выросли на 200%. Это приведет к приравниванию цен на пиво и водку и толкнет граждан на употребление крепких спиртных напитков. Это опасно с учетом того, что так и не удалось установить контроль за оборотом крепкого алкоголя. На прилавках до сих пор появляется продукция по низкой цене без акцизов. Это теневая ниша продукции низкого качества. Водка не может стоить 45 рублей, а компании, которые ее производят, могут быстро появиться и также быстро исчезнуть. Они ни за что не отвечают. В то время как ниша пивоварения прозрачна и понятна», - заявила губернатор.

Тема была продолжена на этой неделе за круглым столом, где собрались все заинтересованные стороны. Ведущим был финансовый вице-губернатор Михаил Осеевский, который решил поговорить о вреде алкоголя в целом и нелегального в частности. «Мы за здоровое общество», - заявил Осеевский, обозначив это главной проблемой.

Тут же на тему алкоголизма выступили специалисты. Доктор медицинских наук из отдела московского НИИ психиатрии Росздрава Александр Немцов сообщил пугающие статистические данные, согласно которым миф о сильно пьющей русской нации стал реализовываться в нашей стране, начиная с 65-ых годов. А антиалкогольная компания в конце 80-ых спасла 1,2 миллиона жизней. Ибо, согласно графикам, смертность в целом по стране и смертность от злоупотребления зеленым змием — синхронны. Немцов также разъяснил, что значит употребление в среднем по 15 литров чистого спирта в год на человека. Если взять всех пьющих мужчин, то на каждого из них приходится по 155 бутылок водки в год, а это по 3 бутылки в неделю. Короче, среднестатистический мужчина в нашей стране — это горький пьяница.

Пугающая статистика на этом не закончилась. Согласно данным Немцова, если, например, в Великобритании потребление крепкого алкоголя составляет 18,8 процента, а пива — 44,5 процента, то в России выпивание крепкого алкоголя составляет 69,4 процента, а пива — 24,2.

Подытожил Немцов цифры очень оптимистично. Почти убедив публику, что в России «губит людей не пиво», он сообщил, что в идеале население должно потреблять из всего алкоголя на 50 процентов — пиво, на 35% - вино и на 15% - крепкие спиртные напитки.

На вопрос "Фонтанки", стоит ли ввести на пиво, вино и любой «легкий» алкоголь ограничения по времени продажи, председатель совета российского союза пивоваров, вице-президент компании «Балтика» Даниил Бриман ответил уклончиво. Мол, идея неплохая, это может стать следующим шагом в борьбе с алкоголизмом в стране. Но вот в первую очередь нужно решить проблемы с продажей спиртных напитков подросткам и с оборотом нелегальной продукции.

Рассуждения о суррогатах, которые, не дай бог, заменят пиво, на этом закончились. Вице-президент компании Heineken Виктор Пятко в лирику и философию не углублялся, а сказал прямо: Минфин дополнительных 60 миллиардов не получит. Просто объемы производства пива сократятся, а из пивной и смежной отраслей будет уволено и пополнит армию безработных 80-90 тысяч человек.

Сторонники пивных холдингов на этом замолчали. Генеральный директор северо-западного филиала Х5_Ритейл Групп Александр Павлов заявил, что любые меры, связанные с борьбой со злоупотреблением алкоголя, будет поддерживать. А с тезисом о том, что повышение стоимости пива приведет публику к дешевой нелегальной водке, не поддержал. По его мнению и по опыту продаж алкоголя, при увеличении стоимости того или иного продукта, потребитель от него все равно не отказывается и ничем его не заменяет: «Стоило пиво 18 рублей, будет стоить 22. Потребитель либо будет покупать по 18 рублей то, которое раньше стоило 15, либо — подорожавший продукт», - опираясь на примерные цифры для наглядности объяснил Павлов.

«Повышение ставок на пиво никак не повлияет на нелегальный рынок крепкого алкоголя. Потому что и сегодня стоимость нелегальной продукции равна цене на пиво», - заявил президент ОАО «Промышленная группа «Ладога» Вениамин Грабар.

Директор центра СЗФО по профилактике наркомании в образовательной среде (бывший главный нарколог всего Северо-Запада) Леонид Шпиленя на круглый стол приглашен не был, а иначе бы сказал: пиво давно надо отнести к алкогольным напиткам и распространить на него все ограничения и нормы, которые действуют на крепкий алкоголь, включая время продажи. По его словам, опыт европейских стран, в частности Финляндии, показал: попытки замены крепких спиртных напитков на пиво на 1,5-2 года снижают их потребление. Однако потом потребление крепкого алкоголя снова вырастает, а наряду с ним появляется еще и пивной алкоголизм: «Во всем мире с пива взимаются такие же акцизы, как и с другой продукции. Тропинка давно известна. Все начинается с пива. Потом приходит и водка. Причем только в России производится супер-крепкое пиво. Школьники, среди которых проводились опросы, говорят, что они от пива не пьянеют, они сразу дуреют, у них голову сносит. А все эти рассуждения на тему — это происки лоббистов и пивных компаний, которые хотят уйти от оплаты акцизов».

Справка:

Средний возраст, когда молодежь впервые пробует пенный напиток, - 12-13 лет. В возрастной группе 11-24 года потребляют алкоголь более 70%. Выступая в середине августа на антиалкогольном совещании, президент Дмитрий Медведев привел последние данные Минздравсоцразвития: в России на каждого человека, включая младенцев, в год приходится около 18 литров чистого алкоголя. Приоритетной задачей в этой ситуации, по мнению главы государства, является остановка роста потребления алкоголя среди молодых людей. Первое место по употреблению в среде молодежи занимают слабоалкогольные напитки, в том числе и пиво. Статистика такова: ежедневно или через день такие напитки пьют треть юношей и почти 20% девушек.

Александра Медведева, Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях