Активисты независимой организации «Пивной дозор» проверили готовность городских магазинов к возвращению с каникул отдохнувших школьников. В День знаний «дозорные» вместе с несовершеннолетней подставной покупательницей посетили несколько точек, где торгуют пенным напитком. Результаты неутешительны.
Федеральный закон «Об ограничении розничной продажи и потреблении (распития) пива и напитков, изготовляемых на его основе», как может ни парадоксально показаться, был инициирован в 2004 году Союзом российских пивоваров, уже в апреле 2005 года он вступил в силу. Несмотря на это, многие магазины до сих пор делают вид, что его не существует. Административный штраф, предусмотренный законом, тоже не очень пугает. Поэтому представители общественной организации, ратующей за соблюдение правил продажи алкоголя, и сотрудники одной из пивоваренных компаний заступают в «пивной дозор» уже не первый раз. И не только в Петербурге. Буквально накануне ребята были в Москве, завтра — в следующий город. Цель рейдов проста: напомнить продавцам и молодежи правила, по которым пиво — продукт сугубо взрослый, и детям до восемнадцати запретный. Ни на кого «стучать» не собираются, но об ответственности напомнят и для лучшего закрепления материала наклеют специальный стикер и выдадут памятку.
Сетевой магазин в здании Московского вокзала. Неприметная худенькая девочка — именно она и есть «подставная» - решительно идет к кассе с поллитровой бутылкой пива. Кассир обслуживает ее, даже не поднимая глаз. Все происходящее фиксируется на фото и видео. На недоуменный вопрос администратора «что происходит» продавец уже просто не может поднять глаз: похоже, что от стыда. В свое оправдание женщина говорит о том, что их основной контенгент — приезжие, да и поток такой, что устаешь к концу смены и смотреть ни на кого нет ни сил, ни желания. Тем не менее, это не аргумент для «дозорных». Продавец пытается надавить на жалость. По ее словам, часто молодые девчонки приходят большими компаниями, одну видом постарше отправляют в магазин, а сами ждут в стороне. Когда кассир требует паспорт, в ответ получает что-нибудь из серии «ничего себе, как я хорошо в свои двадцать сохранилась» - подружки рядом тоже смеются, сотрудница магазина чувствует себя в этот момент едва ли не униженной. Последним «козырем» перед участниками рейда женщина сообщает заговорщическим голосом, мол, вы ларьки на вокзале проверьте — там ночью не то, что пиво младенцам, водку продадут.
Чтобы далеко не ходить, направляемся к ларьку прямо напротив входа в магазин. Продавщица наотрез отказывается обслуживать девушку, категорически заявляя, что ей точно нет восемнадцати. К слову сказать, из десяти точек, где за время рейда побывала «подставная», этот ларек оказался единственным, где ей отказали в обслуживании (еще семь отказов получила вторая группа «дозорных», где в качестве покупателя выступал молодой человек шестнадцати лет).
В еще одном небольшом магазине 17-летней Марине уже было продали бутылочку «светлого», но в последний момент, завидев фотографа и почувствовав неладное, деньги поспешили отдать обратно. Угрожая вызвать милицию, продавщица ушла беседовать по мобильному. Правда, разговаривала она с «милицией» на одном из восточных языков и весьма тихо, явно чувствуя неприятности. Разговор оказался недолгим, женщина вернулась. После вручения памятки и стикера «дозорные» из магазина выходят. Буквально через несколько минут к группе активистов и журналистов подходит мужчина. Выяснилось, он — хозяин магазина. Ища глазами «главного», он задает сакраментальный вопрос, а что можно сделать, чтобы его торговая точка ни в каких негативных отчетах не фигурировала?
Последнее испытание предназначено уже для простых горожан. Девушка подходит к незнакомым на улице и просит купить ей пива, так как ей не продают — лет мало. Двое мужчин, к которым она обратилась в первую очередь, вяло отказывают — они и так стоят с алкогольным коктейлем в руках и неспешно беседуют. Другого прохожего «подставная» все-таки смогла уговорить. Едва выйдя из магазина и передав школьнице бутылку, мужчина попросту сбегает. Догнать его активисты «пивного дозора» не успевают.
Активисты «Пивного дозора» отметили, что такой же рейд в прошлом году дал лучшие результаты: пиво ни мальчикам, ни юным барышням практически не продали. На этот раз ситуация диаметрально противоположная. Впрочем, «дозорные» не отчаиваются - через несколько дней собираются навестить с проверкой Васильевский остров.
Справка: Средний возраст, когда молодежь впервые пробует пенный напиток, - 12-13 лет. В возрастной группе 11-24 года потребляют алкоголь более 70%. Выступая в середине августа на антиалкогольном совещании президент Дмитрий Медведев привел последние данные Минздравсоцразвития: в России на каждого человека, включая младенцев, в год приходится около 18 литров чистого алкоголя. Приоритетной задачей в этой ситуации, по мнению главы государства, является остановка роста потребления алкоголя среди молодых людей. Первое место по употреблению в среде молодежи занимают слабоалкогольные напитки, в том числе и пиво. Статистика такова: ежедневно или через день такие напитки пьют треть юношей и почти 20% девушек.
Ксения Потеева, «Фонтанка.ру»