Активизировалась дискуссия о будущем «Северного потока», который должен связать Россию и Германию. Газопровод пройдет по экономическим зонам Финляндии и Швеции. В то время, как в Швеции открыто выступают против проекта, в Финляндии наблюдается подковерная борьба различных сил.
В последние дни вновь активизировалась на берегах Балтики дискуссия о будущем газопровода «Северный поток»-Nord Stream, который должен связать российские берега Финского залива и Германию. Как известно, газопровод должен пройти по экономическим зонам Финляндии и Швеции, и если в Швеции открыто выступают против этого проекта, то в Финляндии наблюдается скрытая подковерная борьба различных сил. И последний штрих — это история о таинственной подводной шахте.
Еще на встрече в июне этого года между премьерами Путиным и Ванханеном были озвучены уступки «Северного потока» финским экологам. Газовики соглашались менять маршрут, чтобы обойти экологически слабые места и акватории, соглашались на серьезные работы по разминированию морского дна на всей прилегающей к маршруту газопровода площади.
И вдруг поступила новость о том, что четверо неких финских бизнесменов успели подать заявку на геологические изыскания морского дна с целью строительства некоей «подводной шахты», и, что примечательно, — район этой заявки как раз перекрывал согласованный финскими экологами и российско-германскими газовиками маршрут.
Поначалу все считали, что это обыкновенное «перекрестное столбление» - то есть умышленное занятие участка с целью его последующей перепродажи, так как формально запретить это сделать у финского государства нет никаких оснований. Но тут стали выплывать совсем уж интересные подробности.
Возвращайте Карелию взад!
На минувшей неделе влиятельнейшая финская газета "Helsingin Sanomat" опубликовала статью, в которой говорилось, что те самые четверо бизнесменов, которые застолбили участок по маршруту "Северного потока", получали предложения от России продать заявку, но....отказались из патриотических соображений. Бизнесмены заявили, что деньги не нужны, и они просят в обмен вернуть территории Карелии, отошедшие к СССР после Второй мировой войны.
Это заявление вызвало легкий шок даже у тех, кто добивается возврата Карелии политическими методами. Председатель «Карельского союза», депутат Парламента Маркку Лаукканен в интервью телерадиокомпании YLE выразил сомнение в том, что четыре финских бизнесмена действительно ставят перед собой столь важные цели.
Также выяснилось, что данные бизнесмены обратились к экс-президенту Финляндии Матти Ахтисаари стать посредником на переговорах по вопросу о статусе Карелии. Правда сам Ахтисаари объявил, что никакой связи не хочет иметь с этим делом — и это вполне понятно, поскольку «умиротворителю Косова», чьим именем в эти же дни названа площадь в престижном районе Хельсинки Катаянокка, совсем не хочется связываться с этим подозрительным делом. Тем более, что, возможно, все это раскручено в обход интересов Финляндии.
Шведский шлагбаум
История с четырьмя финскими подводными рудокопами совпала с заявлениями правительства шведского острова Готланд, мимо которого и должен пройти «Северный поток». Ни отказ газовиков от строительства близ острова технологической насосной платформы, ни иные преференции не смогли уговорить островитян отказаться от своей отрицательной позиции по отношению к этому проекту. И хотя решение принимают в Стокгольме, местное мнение также подлежит учету. В этом особенность шведской демократии.
Однако, было бы ошибкой списывать все только на заботу островитян по поводу экологии. Швеция является одним из лидеров Евросоюза в области внедрения так называемой «зеленой энергии». Шведы - главный мотор борьбы за чистоту Балтийского моря. Они полны желания сделать свой регион чистым, возможно — самым чистым на планете. Задачи, которые ставит перед собой Швеция — это уход от использования минерального топлива, насколько это возможно. И газопровод «Северный поток» - выходит, противник этого подхода, своим наличием в будущем он делает разработки шведов в области «зеленых технологий» забавными дорогими игрушками.
Как ни странно, но те же норвежцы, видя в «Северном потоке» локального конкурента, в глобальном масштабе являются союзниками Газпрома. Но это в глобальном масштабе. А в регионе у них более локальные интересы, которые в прямом и переносном смысле пересекаются с газпромовскими — а именно, планы строительства газопровода Норвегия-Дания-Польша.
Кроме этого, в глазах шведской социал-демократии, современное российское руководство — это оголтелые империалисты, крайне правые, которые, сохраняя видимость заботы о народе, грабят страну в свое личное удовольствие. С точки зрения шведских либералов — это «извращенцы капитализма», которые не понимают его сущности, превращая систему рыночной экономики в олигархический сговор. Ну а с точки зрения шведской аристократии — это опьяненные золотом мещане, которые забыли о правилах цивилизованной игры. Кстати, об аристократах.
Роль личности в истории
Большую роль сейчас во всей этой истории играет министр иностранных дел Швеции, бывший премьер, Карл Бильдт. Его можно назвать последовательным противником России, что неудивительно — он ярчайший представитель шведской аристократии, выходец из старинного дворянского рода, его предки занимали высокие должности и в Швеции, и в Норвегии, и в Дании, и один из его предков так же был премьер-министром Швеции. А это значит, что его предки и одерживали победы, и терпели поражения в вековой борьбе с Россией. Трудно было бы ожидать его расположения.
Он был в свое время самым активным сторонником независимости стран Балтии, поддерживал там введение статуса «негражданина» для определенных, в основном русскоязычных, групп населения. Но и шведы его запомнили хорошо — он выступал за приватизацию системы здравоохранения, критиковал государственную поддержку беднейшим слоям населения. И, кроме этого, он был и остается сторонником приватизации энергетического рынка Швеции.
Позиция Бильдта постоянно подвергается в Швеции критике, и эта критика обострилась после 2006 года, когда выяснилось, что Карл Бильдт является владельцем акций инвестфонда Vostok Nafta, вложившего более 90% своих средств в акции Газпрома. Тут же припомнили ему и относительно благожелательные высказывания в отношении этого проекта.
И тут Бильдт начал отыгрывать очки. Он занял самую жесткую позицию в Европе в ходе осетино-грузинского конфликта, прямо обвиняя Россию в неправомочной оккупации Грузии. Еще раньше, в 2007 году, Бильдт вместе с руководством Польши инициировал создание программы «Восточное партнерство», которая направлена на сближение ЕС с Украиной, Молдавией, Грузией, Азербайджаном, Арменией и Белоруссией, фактически предложив этим странам интеграционную альтернативу сближению с Россией.
Бильдт обладает потрясающей способностью выдавать собственную точку зрения за непреложные истины. Несколько дней назад, комментируя высказывания лидера боснийских сербов Радована Караджича о наличии торгов вокруг его персоны в годы балканского конфликта, Бильдт заявил, что «лжец всегда остается лжецом», гневно отметая все подозрения.
Тем не менее, когда Россия ввела эмбарго на поставки польского мяса и грузинского вина, он в интервью российской радиостанции «Эхо Москвы» 17 ноября 2006 года заявил, что «мы в Швеции, я думаю, едим польское мясо. И я не думаю, что у нас есть проблемы с грузинскими винами. Я думаю, что мы иногда даже перебираем и слишком много пьем грузинского вина».
Правда, позже корреспондент ИТАР-ТАСС в Стокгольме Ирина Дергачева обнаружила, что в шведских магазинах польского мяса нет, а польские колбасы, продающиеся в магазинах польской диаспоры, сделаны в Германии. Насчет вина еще сложнее — в Швеции вина продаются только через магазины государственной монопольной торговли спиртным, и к тому моменту в ассортименте не значилось вообще ни одного наименования грузинского вина. Но кто сейчас это помнит? Зато меткая, хлесткая фраза остается в памяти поколений...
*
Так что же с финскими подводными рудокопами? Совершенно очевидно, что их требование «вернуть Карелию» невыполнимо. Но это значит, что они будут стоять на своем и далее, и дело будет тянуться по инстанциям. Финны будут строго действовать по закону, как представляется — в тайной надежде, что нервы первыми сдадут у шведов, и они сами категорично откажут «Северному потоку» в праве проходить по своей экономической зоне. Слишком сильно в Финляндии влияние шведского лобби, чтобы они могли идти прямо против их воли. А шведская воля проглядывает вполне ясно.
Огромное значение здесь будет играть позиция Германии, и, возможно, России следует максимально, может быть, ускоренным броском скреплять взаимодействие с этим «сердцем Европы».
Что же случится, если вдруг «Северный поток» откажется от планов строительства газопровода по дну Балтики? Уж точно его не будут прокладывать по территории стран Балтии и Польши — это было бы уже явной потерей лица для России. Самое реальное — это строительство заводов по производству сжиженного газа. И строительство газопроводов к новеньким норвежским заводам на севере этой страны. Ведь совсем недавно норвежцы в международном масштабе презентовали свою систему доставки сжиженного газа в Европу и США. Вот куда может завести смешная инициатива четверки финских парней.
Константин Ранкс, Хельсинки, "Фонтанка.ру"