Гарантий, что с гидроэлектростанциями в окрестностях Петербурга не произойдёт то же самое, что и с Саяно-Шушенской ГЭС, не берётся дать cегодня ни один специалист. Сложный технический объект всегда потенциально опасен, - говорят они. При этом петербургские энергетики утверждают, что их турбины куда безопаснее сибирских — в силу своих размеров и мощности. Хотя большая часть оборудования работает без замены уже почти 70 лет.
Владелец областных ГЭС — компания ТГК-1 решила представить товар лицом и показать журналистам, как работают их станции. Для примера были выбраны Лесогорская и Светогорская ГЭС, входящие в Вуоксинский Каскад и расположенные на одноименной реке. Обе они были построены по финскому проекту ещё в 40-е годы, причём наполовину именно финнами. Вплоть до прошлого года основные механизмы на обеих станциях по сути оставались такими же, что и 60 лет назад. Во всяком случае гидроагрегаты не менялись со дня пуска Касада. Правда до 2015 года ТГК-1 планирует полностью сменить все 8 турбин на обеих станциях. На Светогорской ГЭС одна из них уже заменена на новую, произведённую «Силовыми машинами». Её производительность по сравнению со старыми выше на 25-30%. Вторую такую же через две недели установят и на Лесогорской гидроэлектростанции.
«Когда реконструкция полностью закончится, это будет означать, что мощность станций удвоится при том же количестве гидроагрегатов. Больше выжать из такой реки как Вуокса на сегодняшний день не получится. Кроме того, данные агрегаты экологически чистые: попадание масла в реку при их эксплуатации исключено», - говорит главный инженер каскада вуоксинских ГЭС Владимир Воронец. Сейчас Каскад производит 1200 миллионов киловатт-часов в год, причём ровно половина идёт на экспорт в Финляндию. И это при том, что на финской части реки Вуоксы есть ещё две точно такие же ГЭС. «Финнам выгоднее покупать энергию у нас, чем самим строить новые станции», - поясняет Владимир Воронец.
Впрочем, пока вуоксинские ГЭС не производят впечатления суперсовременных сооружений. Даже неспециалисту заметно, что оборудование заметно устарело, причём не только механизмы генерирующие электроэнергию, но и системы управления. Корреспондента «Фонтанки», например, удивило присутствие на территории ГЭС бульдозера производства 50-60 годов, причём, видимо, машина еще находится в рабочем состоянии.
После аварии на Енисее специалисты вынуждены были обратить внимание безопасности эксплуатации гидроэлектростанций, в том числе, и расположенных в нашем регионе. Что именно произошло в Хакасии, из Петербурга судить трудно, придется дождаться результатов экспертизы, а потом делать выводы - говорят технические специалисты ТГК-1. Но на всякий случай собираются тщательно проверить все свои ГЭС на предмет возможных техногенных катаклизмов. «Обычно такие комплексные проверки проводят раз в пять лет совместно с Ростехнадзором и производителями оборудования. Заканчиваются они подписанием декларации о безопастности гидротехнического сооружения. Кроме того, существует и ежегодный профилактический осмотр водопропускных механизмов и турбин накануне паводков. В связи с аварией в Хакасии мы проведем внеочередню проверку на ТГК-1 в течение ближайшего месяца. Также будут организованы дополнительные тренировки персонала, планируется усовершенствовать и системы оповещения населения в случае возникновения внештатных ситуаций», - подчёркивает главный инженер ОАО ТГК-1 Сергей Лапутько.
Напомним, что в марте 2004 года на Лесогорской ГЭС внештатная ситуация уже была. Тогда неисправность на электрической подстанции привела к остановке турбин, что грозило затоплением населённым пунктам, находящимся ниже по течению Вуоксы. С аварией удалось справится силами сотрудников станции и МЧС. Но ничего общего со взрывом на СШГЭС та история не имеет, - говорят специалисты.
«Тогда ГЭС практически отключилась, ничего не взрывалось. Совместно с финским концерном Fortrum мы провели ряд мероприятий, в том числе дополнительные аварийные тренировки, чтобы исключить подобное в будущем», - объяснил Сергей Лапутько.
«Наши станции существенно отличаются от сибирских, хотя бы в силу своего размера, - добавляет Владимир Воронец. - Там высота стенки 240 метров, огромные турбины и миллиарды киловатт-часов вырабатываемой энергии в год. Наши ГЭС в десятки раз меньше, а значит и таких катастроф на них не может быть в принципе. Хотя гарантировать то, что с ней никогда ничего не случиться, я не могу. Всё-таки это опасный промышленный объект. Кроме того, есть и человеческий фактор — на каждой ГЭС работает по 40 человек».
Справка:
Светогорская ГЭС (Энсо ГЭС, ГЭС-11) расположена в районе города Светогорск. Мощность ГЭС до начала реконструкции 93,5 МВт, среднегодовая выработка — 614 млн. кВтч. В здании ГЭС установлено 5 гидроагрегатов, работающих при расчётном напоре 15 м: 4 поворотно-лопастных мощностью по 23,25 МВт и 1 радиально-осевой мощностью 0,5 МВт. Строительство ГЭС началось в конце 1930-х гг. по финскому проекту (ГЭС в то время находилась на территории Финляндии). В 1940 в результате советско-финской войны ГЭС перешла к СССР. Проект был переработан (в частности, была значительно увеличена высота плотины), и строительство было продолжено. В августе 1941 ГЭС была захвачена наступавшими финскими войсками. Финские инженеры продолжили достройку ГЭС по советскому проекту. В апреле 1944 были проведены пробные пуски оборудования. В 1944 недостроенная ГЭС была освобождена советскими войсками, начались работы по её достройке, закончившиеся в 1949.
Лесогорская ГЭС (Роухиала ГЭС, ГЭС-10) расположена у посёлка Лесогорский. Мощность ГЭС – 94 МВт, среднегодовая выработка – 631 млн. кВтч. В здании ГЭС установлено 4 поворотно-лопастных гидроагрегата мощностью по 23,5 МВт, работающих при расчётном напоре 15,5 м. Строительство гидростанции было начато в августе 1934, основные строительные работы закончены к 1937, в марте 1937 вступил в работу первый агрегат, а в декабре 1937 гидростанция вышла на полную мощность. Станция была спроектирована и построена финскими инженерами (в то время она находилась на территории Финляндии). В 1940 в результате советско-финской войны перешла в СССР. В ходе Великой Отечественной войны 22 августа 1941 была захвачена финскими войсками, в 1944 освобождена. В ходе боевых действий ГЭС была частично разрушена, сразу после освобождения начались работы по ее восстановлению. 19 декабря 1945 восстановленная ГЭС была пущена в эксплуатацию.
Павел Гинёв, "Фонтанка.ру"