Спор компании «Маяк» с подрядчиками выходит на финишную прямую. 25 августа арбитражный суд рассмотрит иск к компании, поданный ЗАО «Строительный трест №20». На 27 августа намечено заседание рабочей группы при комитете по строительству. Там будут решать как быть с недостроенным объектом «Маяка». Подождать дольщикам осталось совсем немного.
«Нам не оплатили работы по строительству блоков А и Б дома 58 по Богатырскому проспекту, - объясняет "Фонтанке" подачу иска Александр Вороной, генеральный директор «Строительного треста». - Сумма задолженности составляла более 100 000 000 рублей, без учета процентов за незаконное пользование чужими денежными средствами».
По словам руководителей «Строительного треста №20», неоплаченными остались работы, выполненные в период с сентября 2008 года по июль 2009 года. «Задержка платежей ничем не объяснялась, - рассказывает Вороной. - С сентября 2008 года «Маяк» обещал погасить все долги и просил работы по строительству дома не останавливать. Мы пошли на уступку, но руководство «Маяка» свои обещания не выполнило. И 17 декабря 2008 года — на тот момент общая задолженность достигла суммы более 140 000 000 рублей - работы на объекте были прекращены».
Аналогично развивались взаимоотношения «Маяка» и с другим подрядчиком - «Гатчинским ДСК». Как сообщил заместитель управляющего этой компании Игорь Плетнев, работы по строительству дома на Богатырском, 58 также были остановлены в декабре 2008 года — в связи с хроническими неплатежами со стороны заказчика. «На тот момент сумма долга за наши работы и продукцию составила порядка 100 миллионов рублей и до сих пор ни одного платежа мы не получили», - объяснил он. Иск в арбитражный суд уже подан, первое заседание состоялось 13 августа, следующее намечено на ноябрь.
В двадцатых числах декабря генеральный директор ООО «Маяк» Дмитрий Астафьев заявил, что дом находится в аварийном состоянии, все работы выполнены некачественно, материал поставляли бракованный, и строительство необходимо остановить. «В течение всего периода строительства — до самой его остановки — все работы принимались «Маяком» без замечаний, все необходимые документы подписывались. Никаких претензий по поводу качества и сроков строительно-монтажных работ заказчик к нам не предъявлял», - пожимает плечами Александр Вороной. «За почти 50-летнюю историю нашего комбината, это первое подобное заявление, которое, могу предположить, «Маяк» делает исходя из каких-то своих целей», - поддерживает его Игорь Плетнев.
«Дом в критическом состоянии. Он вот-вот развалится, его нельзя строить дальше!» - горячо уверял заместитель директора по проектированию Сергей Архипов на встрече с недовольными дольщиками. И сетовал на недобросовестных подрядчиков, по вине которых объект не может быть сдан в срок.
Тем не менее, дом обследовали специалисты одного из петербургских НИИ. Из результатов экспертизы следовало, что прежде чем продолжать строительство, рекомендуется разработать проект усиления существующих конструкций, а также проверить, в каком состоянии находятся плиты 17 этажа (дом готов на 85%). Однако об аварийности и критическом состоянии речи не шло — говорилось только о «низкой культуре производства работ».
Вторая экспертиза, которую по заказу Службы госстройнадзора выполнили специалисты НО «Фонд поддержки программ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций» по СЗФО России, тоже не признала дом аварийным. «В ходе строительства были допущены некоторые отступления от проекта, - утверждает начальник службы Александр Орт. - Это - свидетельство недостаточного контроля над строительством, который должен был осуществлять сам застройщик». Все выявленные недостатки, по мнению экспертов, вполне можно устранить в рабочем порядке.
«Все экспертизы все равно сходятся на том, что необходимо разработать проект усиления конструкций и провести полное обследование всего объекта. И только после этого можно будет продолжать строительство», - объясняют в пресс-службе «Маяка» и ссылаются на выводы Службы госстройнадзора, признающие, что конструкции находятся «в ограниченно работоспособном состоянии».
Но пока идут разбирательства, можно ли считать дом аварийным, и кто кому должен платить деньги, стройка стоит. И, как предупреждают в Службе госстройнадззора, необходимо либо срочно возобновить строительные работы, либо законсервировать здание — иначе оно станет аварийным просто в силу естественных причин.
«Сейчас мы разрабатываем проект мирового соглашения с «Маяком», - сообщили в «Строительном тресте №20». Создан проект такого соглашения и в холдинге ЛСР, в который входит «Гатчинский ДСК». «Наши условия максимально лояльны и даже предполагают достаточно длительную рассрочку погашения долга. То есть, мы со своей стороны делаем все возможное, чтобы разрешить возникший конфликт», - прокомментировал ситуацию генеральный директор ЛСР Игорь Левит. В «Маяке» сообщили, что предложенный ЛСР вариант соглашения получен. «В принципе мы согласны почти со всеми предложениями, но некоторые позиции требуют дополнительного согласования», - пояснил Артем Несмеянов, начальник отдела PR компании. Обещает застройщик и заплатить долги (на сумму 98 053 437 рублей 56 копеек) подрядчику. «Мы планируем погасить задолженности в соответствии с графиком платежей, согласованным с генеральным директором ОАО «Группа ЛСР», - заявляет Дмитрий Астафьев.
27 августа должно состояться очередное заседание рабочей группы при строительном комитете администрации Санкт-Петербурга. На нем будет приниматься решение о судьбе проекта. Напомним, в будущем жилом доме продано около 150 квартир, и уставшие ждать свое жилье дольщики начинают подавать иски в суд.
Впрочем, вице-губернатор Петербурга Роман Филимонов обещает, что на произвол судьбы тех, кто купил квартиры на Богатырском, 58, город не бросит, как бы события ни развивались. «Достижение договоренностей между «Гатчинским ДСК» и «Маяком» возможны. Тем не менее город прорабатывает другие возможные пути решения этой проблемы, - объяснил он. - В жилом доме есть непроданные квартиры. И на основании этого фактора вариантов может быть три».
Первый вариант, по Филимонову, город расторгает договор с застройщиком, право на достройку жилого дома передается созданному ТСЖ, при этом город оказывает помощь в привлечении подрядчика и затем контролирует все строительно-монтажные работы. Второй – проведение торгов с целью поиска нового инвестора, обязательным условием аукциона будет предоставление квартир дольщикам. И последний – стратегическим инвестором выступит сам город, достроит жилой дом, свободные квартиры отдадут очередникам. В пресс-службе «Маяка» утверждают, что «дом обязательно достроят» и «дольщики могут не волноваться».
Кира Обухова, Фонтанка.ру