Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Хороший пришелец - мертвый пришелец

Хороший пришелец - мертвый пришелец

758
kinoshka.org.ru

В вышедшем на экраны фильме «Район №9» молодой южноафриканский режиссер Нил Бломкэмп предложил свой вариант покорения белыми людьми черного континента. А равно и всех остальных открытых и освоенных земель. Но чтобы внести в этот вопрос полную ясность, заменил африканцев на инопланетян. Этому неожиданному повороту удивился критик «Фонтанки».

Нет, чернокожие персонажи в фильме все-таки есть. Ведь дело происходит в благословенном городе Йоханнесбурге, где, если вдруг у белого человека на шоссе ломается машина, другой белый человек обязательно подсобит, даже если видит бедолагу в первый раз. Но в фильме «Район №9» белые и черные жители города сроднились перед лицом общей проблемы – невесть откуда взявшегося инопланетного корабля, который вместо того, чтобы прилететь в Нью-Йорк или Лос-Анджелес, оказался в ЮАР. И завис. На двадцать лет.

Когда вконец обескураженные люди все-таки решили посмотреть, как космическая тарелка выглядит изнутри, на голову им свалилось некоторое количество обессиленных инопланетян. Совершенно неспособных к межпланетным войнам. Что с ними делать, совершенно непонятно, потому что внешне они напоминали гигантских кузнечиков, из еды предпочитали консервированный кошачий корм. А вели себя как оставшиеся без присмотра невоспитанные подростки - дрались с людьми и друг с другом, отбирали у людей всякие полезные вещи. Подбегут, выхватят и убегут... И люди стали поступать с ними так же, как белые поступали с индейцами, африканцами, арабами и др. - заперли в резервацию под названием «Район №9», а за проступки начали наказывать. Потом придумали обидное прозвище «моллюски», перестали пускать в магазины и кино. Понавесили табличек «Только для человека». А потом вообще решили выселить инопланетян со своей земли…

Все эта история очень напоминает какую-нибудь книжку для внеклассного чтения годов этак семидесятых, только неполиткорректную. Что-то вроде «Хижины дяди Тома», где вместо обаятельного чернокожего гиганта эксплуатируемых изображают пришельцы. Видимо, тридцатилетнего Бломкэмпа в школе тоже мучили разговорами о том, что все люди независимо от цвета кожи равны. В рамках борьбы с последствиями апартеида. Вот он и решил в фильме отвязаться по полной программе, показать это равенство в условиях эксплуатации инопланетянина человеком.

В результате в «Районе №9» черное население Йоханнесбурга выглядит настолько неприглядно, что впору ждать объявление охоты за головами Бломкэмпа и Питера Джексона, который все это кино спродюсировал. Черные гиганты чморят недотепистых инопланетных кузнечиков в лучших традициях белых колонизаторов, выменивая бесценное инопланетное оружие на кошачий корм по грабительскому курсу. Даже удивительно, как после этого «Район №9» допустили на мировые экраны. И это несмотря на то, что толерантность стала на Западе системообразующим принципом!

Спасает создателей «Района №9» от обвинений в расизме то, что белые здесь еще хуже черных, потому что притворяются гуманистами. Бремя белых не позволяет им использовать инопланетян с той простодушной откровенностью, которая позволительна черным. Белым инопланетяне тоже очень надоели, и оружием они хотят попользоваться, но система мешает. Цивилизованность, правозащитники...

В общем, если бы не подчеркнуто нечеловеческий вид пришельцев, то «Район №9» был бы не фантастическим боевиком, а социальной драмой из жизни современного города, где незваные эмигранты создают цивилизованным аборигенам кучу проблем, провоцируя своей беззащитностью и глупостью на проявление жестокости.

Разумеется, Бломкэмп и Джексон далеко не первые, кто задумался о том, что делать, когда жить вместе невозможно, а надо… Но «Хижина дяди Тома», где моральным оправданием для всех белых и надеждой всех черных была маленькая девочка и христианские ценности, и «Вестсайдская история», с ее интрижкой между пуэрториканкой и белым американцем, стали уже хрестоматийными, а значит, скучноватыми. И потому больше всего «Район №9» напоминает не эти достойные произведения, а маргинальную «Нашу Рашу», в одной из серий которой цивилизационный конфликт между интеллигентными таджиками и их несчастным прорабом был решен просто - прораб стал таджиком. «Наша Раша» ясно показала - иного способа понять другого, иначе как стать им, не существует. Правда, если в отечественном телепроекте показано, как хорошо, внезапно став чернобровым азиатом, слиться в экстазе со своими братьями, то в «Районе №9» нельзя не заметить, как паршиво живется в шкуре пришельца. Но на то и высокобюджетный боевик - страшно представить, какое количество морально неустойчивых человечков захотело бы стать обладателем рук-клешней и веревочек вместо рта, если бы пришельцам жилось вольготно и весело. Да и конфликта в фильме сильно бы поубавилось. А с ним и драк-перестрелок, которые в картине Бломкэмпа сняты отменно.

И все в фильме, вроде, здорово и временами забавно, но вот только вывод напрашивается грустный - существам с разными привычками и вкусовыми пристрастиями все же лучше жить на разных планетах.

Елена Некрасова, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях