Обсудить новые, более жесткие, меры борьбы с «национальным бедствием» - алкоголизмом, и подумать о приравнивании пива и тоников с градусом к крепкому алкоголю предложил общественности Дмитрий Медведев. Общественность - в лице губернатора Калининградской области Георгия Босса - эти инициативы поддержала и даже предложила запретить продажу горячительного в местных администрациях и парламентах. «Фонтанка» выяснила, кто из петербургских депутатов готов ради спасения нации от змия отказаться от спиртного, а также как отнеслись к такому крутому «повороту» пивовары.
На заседании Государственного совета по молодёжной политике, прошедшего в Сочи, президент РФ Дмитрий Медведев дал четкий и однозначный сигнал чиновникам, да и всем согражданам, что алкоголизм в России приобрел «характер национального бедствия», хотя и признал то, что «пьянство - это вековая проблема и в короткие сроки ее не решить».
Привел в пример президент и жутковатые данные Минздравсоцразвития о том, что в России на каждого человека, включая младенцев, сегодня приходится около 18 литров чистого алкоголя, потребляемого в год. Кстати, по данным Национального института общественного здоровья, финны, в русской традиции связываемые с наибольшим потреблением алкоголя в Европе, выпивают в год на гражданина чуть более 10 литров горячительного. В других странах Северной Европы количество потребления алкоголя гораздо ниже. Меньше всего спиртного потребляет население Норвегии и Исландии - всего лишь шесть литров в год на человека. По информации Немецкого центра по профилактике токсикомании за 2008 год, среднестатистический немец употребляет не менее 10,2 л горячительного.
«Сами можете пересчитать это в количество бутылок водки – дух захватывает. Это более чем в два раза превышает уровень, который Всемирная организация здравоохранения определила как уровень, опасный для жизни и здоровья человека. И естественно, что этот уровень просто грозит деградацией нашей стране, нашему народу», - заявил он, напомнив, что ряд запретительных мер и ужесточений законодательства в отношении оборота спирта уже был предпринят, и перешел от водки к пиву и слабоалкогольным напиткам.
Свое видение борьбы с распространением алкогольного зла Медведев сформулировал в следующих тезисах:
- во-первых, необходимо остановить рост потребления алкоголя среди молодых людей, поскольку привычка пить по поводу и без повода может привести к тяжёлой алкогольной зависимости в достаточно короткий срок. «Эксперты говорят, что потребление пива и слабоалкогольных напитков растёт прежде всего у подростков. По определённым данным, которыми мы располагаем, ежедневно или через день такие напитки пьют практически треть юношей и 20 процентов девушек», - подчеркнул президент Он пояснил, что стоит навести порядок в работе розничных сетей и торговых точек, которые часто игнорируют требование о возрастном цензе для приобретения спиртного в 18 лет.
- во-вторых, предлагается подумать о распространении на слабоалкогольные напитки общих принципов регулирования и тех же ограничений, которые применяются в отношении крепкого. «Это может повлечь различные последствия, их необходимо будет просчитать, но какие-то решения в этой сфере, действенные решения, нам принимать надо», - заверил он и отметил, что это касается и требований к торговым помещениям, где алкогольные напитки могут продаваться, и ограничений на рекламу, а также запрета на торговлю вблизи школ, вузов, спортивных и досуговых центров.
- в-третьих, самое пристальное внимание необходимо уделять профилактике алкоголизма, в первую очередь, в молодёжной среде. Делать это нужно на новом, современном уровне с использованием всех возможностей системы образования и средств массовой информации, учитывая интересы и психологию молодых людей нового поколения.
Президентские предложения мгновенно нашли поддержку. Так, губернатор Калиниградской области Георгий Боос, выступая в эфире «Вестей», предложил создать «клуб авторитетных людей, которые готовы своим примером отказа от алкоголя вести других к оздоровлению». И даже привел в пример министра внутренних дел Рашида Нургалиева и мэра Москвы Юрия Лужкова, которые, по его словам, давно перестали употреблять спиртное. Боос предложил исключить алкоголь на всех государственных мероприятиях в Калининградской области, кроме протокольных международных приёмов, и пообещал запретить продажу алкоголя в здании областной администрации.
В свою очередь председатель Совета Федерации Сергей Миронов заявил о том, что необходимо ужесточить ответственность руководителей досуговых и учебных заведений за распространение и употребление наркотиков и алкоголя на их территории, а также предложил лишать лицензии на продажу горячительного предприятиям торговли, уличенным в продаже спиртных напитков несовершеннолетним. Необходимо, по мнению главного «эсера» страны добиться и полного запрета рекламы табачных и алкогольных изделий, а также ввести государственную монополию на оборот и производство этилового спирта.
Напомним, осенью прошлого года войну слабоалкогольным напиткам объявил и парламент Краснодарского края, подготовив проект федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) тонизирующих безалкогольных и слабоалкогольных напитков». Документ, правда, в ГосДуме где-то затерялся.
В свою очередь, официальных комментариев от Смольного по поводу предложений Медведева пока не поступало, однако, как показал опрос «Фонтанки» среди петербургских парламентариев, президентские тезисы они поддерживают на все 100%, а некоторые даже готовы на личном примере внедрять принципы здорового образа жизни. При этом напомним, что и в Смольном, и в городском парламенте сегодня приобрести алкоголь не составляет никакого труда.
Как сообщил глава фракции «эсеров» Олег Нилов, схожие предложения по ужесточению продажи и производства алкоголя партия не раз вносила в ЗакС, однако коллеги почему-то их не поддержали.
«Что касается приравнивания пива к крепкому алкоголю, то здесь я полностью «за». Дело в том, что не секрет, как это пиво у нас производится из порошка и с добавлением спирта. Другое дело – это сухое вино, здесь его производителей, особенно отечественных, надо поддерживать. И стоит перенять опыт Финляндии, которая как раз реализует это начинание», - говорит он. Полностью отказаться от алкоголя парламентарий, правда, не готов, ведь вино все-таки не пиво, и даже иногда, как уверяют врачи, полезно для здоровья. Согласен он и с тем, что продажу алкоголя в ЗакСе и Смольном надо полностью запретить. «Начинать надо с себя»,- утверждает он.
Глава парламентских коммунистов Владимир Дмитриев также считает, что «президент во всем прав». «Особенно нам важно не допустить рост алкоголизации среди молодежи. Ведь начинается у них все с бутылочки пива или энергетиков с алкоголем, а потом пошло-поехало, и к 18-20 годам мы получаем неизлечимого алкоголика», - говорит он и добавляет, что «сам он малопьющий, а чтобы стать примером для молодежь, готов и вовсе отказаться от горячительного». А вот ограничить торговлю алкоголем в ЗакСе он не готов. «Это уже дешевый популизм, людям тогда проносить придется, из-под полы распивать. Все здесь уже привыкли. Нужно же все-таки без перегибов»,- полагает он.
Единственным же депутатом, отказавшимся на 100% разделять точку зрения Медведева, стал парламентарий Юрий Карпенко. «Здесь надо очень хорошо подумать, прежде чем начинать мероприятия, подобные тем, что проходили во время горбачевской кампании. Конечно, какие-то ограничения вводить надо, не надо так широко рекламировать алкоголь. Но ведь есть и вероятность того, что мы в борьбе с «очередными виноградниками» выплеснем ребенка. Кто хочет выпить, тот всегда найдет»,- полагает депутат и добавляет, что, кстати, на тот же алкоголь существует и точка зрения, что в малых дозах - это лекарство. «Кроме того, на ряде территорий существует и своя историческая культура потребления, к примеру, вина, которое также по логике чиновников должно попасть под ограничения. Это и Чечня, и Дагестан, и весь Краснодарский край. Почему мы должны от этого отказываться, если это национальная специфика»,- задается вопросом он и недоумевает также по поводу того, чем, к примеру, угощать тогда на приемах делегацию из Франции или Чечни, или Испании.
В свою очередь, председатель совета Союза российских пивоваров, вице-президент по корпоративным вопросам ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» Даниил Бриман отмечает, что в выступлении Медведева был ряд моментов, которые ему лично очень понравились.
«Очень хорошо, что нынешнее руководство страны не хочет повторять ошибки прошлого и не поступает по принципу: кто-то наверху решил, что пьянство надо завтра искоренить, после чего все начали исполнять инициативу и отрапортовали, что этого нет. Как, например, произошло во время горбачевской «антиалкогольной кампании», когда по стране вырубали виноградники. Медведев понимает, что жизнь намного сложнее, и потому не делал резких заявлений и не навязывал готовых выводов, что свидетельствует также о готовности власти активно обсуждать эту проблему, искать выход из ситуации вместе, чего, собственно, и хотят представители нашего бизнеса, и нас это радует»,- считает он.
Подчеркивает Бриман и то, что подобные предложения Медведева в корне отличаются от недавних инициатив политиков различных уровней, которые без обсуждения данной темы с бизнесом предлагали то многократно увеличить акцизы на алкоголь, то повысить штрафы за продажу алкоголя с нарушением правил. «В своем выступлении отметил глава государства и то, что необходимо более жестко следить за выполнением уже существующего законодательства в сфере торговли спиртным, обратился и к теме суррогатов. На наш взгляд, если мы хотим бороться с пьянством, с этого и надо начинать»,- сказал он.
Стоит отметить и то, что сами пивовары, естественно, выступают против приравнивания пива к крепким спиртным напиткам. «Во всех развитых цивилизованных странах пиво к крепкому алкоголю не относится, это особая категория, так почему же у нас должно быть по-другому?», - удивляется Бриман.
Кстати, по оценкам Союза, в случае, если пенный напиток все-таки приравняют к высокоградусному, в стране может разориться около 100 тысяч мелких и средних торговых точек, оборот которых на 20-40% складывается за счет пива. Торговцы просто не смогут выполнить все требования законодательства по его продаже.
Светлана Коваленко, «Фонтанка.ру»