Советника гендиректора ОАО «Севернефтегазпром» Ержана Макаша утром в центре Петербурга, в нескольких метрах от дома, задержали двое милиционеров - Сергей Крылов и Кирилл Гуров. По утверждению Макаша, стражи порядка обчистили его карманы почти на сто тысяч рублей. И отпустили, так ничего ему и не предъявив. Милиционеры считают себя невиновными и даже позвали в суд помощника уполномоченного по правам человека. «Тайный советник» узнал подробности этого скандального дела, в особенности интересного тем, кто хоть раз встречался или еще встретится на улицах с вневедомственной охраной.
Жертва операции «Вихрь»
В зале суда они собираются уже третий год. 48-летний Ержан Макаш, советник гендиректора дочернего предприятия «Газпрома», и сотрудники отдела вневедомственной охраны (ОВО) при УВД Центрального района Петербурга - 34-летний прапорщик Сергей Крылов и 27-летний старший сержант Кирилл Гуров. Милиционеры обвиняются в превышении должностных полномочий и грабеже. Дважды им выносился обвинительный приговор, и дважды он возвращался в суд кассационной инстанцией. Сейчас, на третьем витке судебного разбирательства, в бой вступила помощница уполномоченного по правам человека в Петербурге, вставшая на защиту милиционеров. Между тем история, случившаяся 28 апреля 2007 года, действительно оставляет немало вопросов к стражам порядка.
Картина, исходя из документов суда, представляется следующей.
Около 9 утра Ержан Макаш шел домой по тротуару Караванной улицы. Накануне вечером он прилетел из Москвы, а ночью вместе с друзьями отдыхал в различных кафе и клубах. При себе он имел крупную сумму денег - почти 65 тысяч рублей и 1140 долларов. Конечно, друзья выпивали, но, возвращаясь поутру из кафе «СССР», Ержан не был пьян: камера видеонаблюдения зафиксировала, что Макаш шел уверенной походкой, не шатаясь и никак не нарушая общественный порядок. Между тем милиционеры попытались опровергнуть видеозапись: на суде прапорщик Крылов заявил, что их служебный «ВАЗ» заприметил Макаша со спины, тот якобы шел по проезжей части Караванной шатаясь и имел «явные признаки алкогольного опьянения». Обогнав Макаша на машине, милиционеры увидели, что гражданин имеет «внешность, характерную для южных национальностей». «Силами всего наряда было принято решение о необходимости проверки документов у гражданина», - заявлял суду Кирилл Гуров. Дескать, он подходил внешне под милицейские ориентировки в рамках операции «Вихрь». Советник гендиректора «Севернефтегазпрома», а в прошлом - кандидат в депутаты Госдумы, председатель совета директоров «Якутгазпрома» и президент Тюменской торгово-промышленной палаты, до дома не дошел около 30 метров. И вроде как случайно его остановили как раз за пределами ока камер видеонаблюдения...
Телефонная протекция
Макаш предъявил блюстителям закона водительское удостоверение и объяснил, что живет рядом. Но, по его словам, милиционеров не заинтересовали его документы: они заломили ему руки за спину, и Крылов стал методично обыскивать его карманы.
Сначала прапорщик, по словам бизнесмена, вытащил деньги из переднего кармана джинсов, а потом создал видимость, что положил их обратно, засунув руку в тот же карман.
- Меня удивила наглость этих ребят. Их не интересовали мои документы. Им нужны были мои деньги. И даже слова о том, что я лично знаком с начальником ГУВД Владиславом Пиотровским, их не остановили, - рассказал Ержан Макаш «ТС». По его словам, милиционеры стали что-то втирать ему в ногти и пытались подложить в карман какой-то пакетик.
Ержан стал возмущаться поведением патрульных: мало того, что ни с того ни с сего остановили, так еще и документы не посмотрели. Макаша посадили в служебный «ВАЗ». По его словам, он позвонил Пиотровскому, но абонент не отвечал. Тогда он набрал номер своего знакомого - Рюштибея Якубова, президента группы охранных предприятий Петербурга, и коротко объяснил причину задержания.
Как показал Якубов на суде, он по телефону подтвердил личность Макаша третьему милиционеру - водителю Рябову - и объяснил, что Ержан Николаевич - уважаемый в городе человек. Важно заметить, что стражам порядка почему-то хватило этой телефонной протекции. Хотя ни Гуров, ни Крылов даже не знали, кто такой «этот Якубов». Милиционеры почему-то не стали делать никаких запросов в информационный центр. Не составили ни одного протокола правонарушения. Они отпустили Ержана Макаша ни с чем. Видимо, получив свое?
Пропажу денег Макаш, по его словам, заметил только после того, как зашел в безопасное место - в парадную своего дома. В то же утро он написал заявление в прокуратуру.
Оговаривать нет причин
Деньги так и не нашли. Почему же суд дважды посчитал милиционеров виновными?
Во-первых, судью Евгения Шумакова, вынесшего первый приговор по делу, удивило, что милиционеры, которые так настаивали на выполнении операции «Вихрь», даже не доставили Макаша в отдел милиции. А камеры видеонаблюдения показали, что бизнесмен шел по тротуару прямо и не создавал никакой угрозы общественному порядку, а значит, и законных оснований для задержания не было. Поэтому 12 декабря 2007 года судья Шумаков посчитал показания милиционеров «надуманными, данными с целью избежать наказания за содеянное», а их действия «дерзкими» и подрывающими авторитет милиции. Что касается денег, то тогда следствие пришло к выводу, что у советника гендиректора «Севернефтегазпрома» нет причин оговаривать милиционеров. А двое друзей Ержана Макаша подтвердили, что у него могла быть в тот день с собой такая сумма.
Первый приговор установил, что милиционеры ограбили Макаша «под обманным предлогом проверки документов, заранее распределив между собой роли». Судья приговорил их к 4 годам 6 месяцам неволи. Но кассационная инстанция вернула дело на новое рассмотрение. Потом был еще один обвинительный приговор. Но и он так и не вступил в законную силу. Поначалу Гуров и Крылов содержались под стражей (около двух лет), затем были выпущены под подписку о невыезде. Теперь в подробностях этого дела предстоит разобраться судье Куйбышевского суда Константину Борисову.
Грабили по наводке?
После очередного судебного заседания в Куйбышевском суде и Крылов, и Гуров отказались изложить корреспонденту «ТС» свое видение этой истории, сообщив лишь, что они действовали по закону. Ержан Макаш не стал молчать:
- Центр города, утро, я - прилично одетый, с документами, рядом со своим домом, и вдруг такая дерзость со стороны милиционеров. Я шокирован их поведением, ведь они еще и поиздевались надо мной, когда отпускали: начали говорить, что ты такой красивый идешь один по улице, а в городе плохая криминогенная обстановка. Гнусная история. Но ведь она не единична - сегодня милицейские патрули все чаще занимаются не патрулированием, а зарабатыванием денег. Я боюсь отпускать на улицу своих детей - не дай Бог, встретят на улице патруль. Сегодня милиционеры стали на редкость наглые и не остановятся ни перед чем, чтобы получить лишнюю копейку. Вообще, я уверен, что в моем случае они действовали по наводке из кафе, откуда я вышел, - оттуда милиционерам могли дать сигнал, что я человек при деньгах...
По словам Макаша, его знакомство с Владиславом Пиотровским никак не повлияло на ход следствия.
- Следователям достаточно было того, что Крылов и Гуров давали противоречивые показания, - предположил он. - Я профессиональный юрист, мог наставить себе синяков в то же утро и обратиться в травмпункт, чтобы оговорить милиционеров. Но мне чужды эти методы. Считаю, что правда всегда найдет себе дорогу.
Эвелина Барсегян,
материал со справкой читайте в газете «Ваш тайный советник» от 10 августа 2009 года.