Кому принадлежит петербургская дамба сейчас и кому она будет передана после окончания всех строительных работ — неизвестно. Это выяснилось в ходе судебного заседания в Московском районном суде Петербурга: гендиректор одной из городских фирм утверждает, что при возведении КЗС строители незаконно использовали его изобретение. А значит, дамбу надо «переделать».
На переделке настаивает генеральный директор ООО «Металлофасад» Валерий Михалап. Он доказывает, что в ходе возведения КЗС были нарушены его патентные права: генеральный подрядчик строительства — компания «СИК «Синко» — при облицовке водопропускных сооружений использовала разработанные и запатентованные Михалапом металлокассеты.
В качестве ответчиков Михалап привлёк не только «Синко», но заодно и Дирекцию по строительству КЗС, а также Росимущество. Он предполагал, что федеральное ведомство, как собственник сооружения, также несёт ответственность за нарушение патентного законодательства, пускай, косвенно. Однако представитель Росимущества огорошил судью заявлением о том, что к петербургской дамбе его структура отношения не имеет. Отказались от права собственности и доверенные лица Дирекции по строительству КЗС. «Дирекция — это всего лишь заказчик. После окончания строительства дамба будет передана собственнику, но кому именно, пока непонятно. Город отказался от этого права. Возможно, будет создана специальная эксплуатирующая структура, которая и будет распоряжаться имуществом, но пока её нет», — пояснила в ходе заседания представитель дирекции Элла Исмухамбетова.
Разумеется, генеральный подрядчик строительства правами собственности также не обладает. В результате, даже если суд и вынесет решение в пользу истца, то непонятно, на каком основании ответчики смогут демонтировать металлокассеты, ведь они им фактически не принадлежат. Эту дилемму суду предстоит решить через 10 дней. Видимо, именно ввиду столь сложной ситуации судья неоднократно предлагала сторонам заключить мировое соглашение.
Как выяснила «Фонтанка», цена неразрушения дамбы составляет 50 миллионов рублей. Именно в такую сумму обойдётся «Синко» заключение лицензионного соглашения на право использования полезной модели (то есть, собственно, металлокассет). «В этом случае конфликт будет исчерпан. Но пока «Синко» прислала мне предложение о заключении лицензионного соглашения на безвозмездной основе. Разумеется, это меня не устраивает», — заявил Валерий Михалап.
Адвокаты ответчика настаивают на том, что закон даёт им право требовать бесплатного использования изобретения Михолапа. Дело в том, что он сам безвозмездно передал своё изобретение собственной компании — ООО «Металлофасад». «А закон «О конкуренции» говорит о том, что получить аналогичное право можем и мы», — подчеркнула представитель «СИК «Синко».
Разошлись мнения сторон и по вопросу вреда, который может быть принесён дамбе в результате переделки. Адвокат истца Александр Самойлов заявил, что особых негативных последствий в этом случае не будет. «Дамба точно не рухнет», - добавил он. В то же время представители ответчиков в один голос заявляли об огромных убытках для сооружения. По словам представителя КЗС, только монтаж 107 гидроцилиндров водопропускных сооружений (именно эти работы должен был выполнять «Металлофасад», но не был допущен к ним генподрядчиком) обошёлся в 290 миллионов рублей. «Облицовка — это не футляры. Их нельзя безболезненно снять, а потом опять надеть», — заявляли ответчики.
Большинство экспертов сходится на том, что суд вряд ли постановит демонтировать облицовку дамбы. Если «Синко» откажется заключить лицензионный договор на условиях Валерия Михалапа, суд может обязать сделать это принудительно, а дамбу оставить в покое. Это наиболее вероятный прогноз развития событий.
Павел Гинёв, «Фонтанка.ру»