Уже восемь месяцев экипаж судна «Kilmore» загорает в порту города Варна. Однако отдыхом их пребывание на болгарском курорте назвать нельзя: судно под арестом, а экипаж без зарплаты. Помощи ни от судовладельца, ни от представителей российской стороны моряки так и не дождались. Среди 8 россиян, не покидающих борта, четверо петербуржцев, в том числе и капитан.
Родные моряков, оказавшихся в заложниках весьма непростой ситуации, даже толком не могут объяснить, кто арестовал судно и не выпускает из порта. Вроде бы банк, а, с другой стороны, похоже, что моряки и сами не спешат уходить из Варны до тех пор, пока им не заплатят. Как рассказал «Фонтанке» сын старпома судна Александр, владелец «Kilmore», ирландская «Gotech Fibre Ltd.», несколько месяцев назад собиралась отправить корабль в Турцию чуть ли не на «гвозди». Но команда отказалась, полагая, что в этом случае денег ждать будет просто бессмысленно.
Еще в декабре 2008 года ничто не предвещало проблем — за первый месяц работы интернациональный экипаж получил зарплату, но больше на счета моряков не упало ни копейки. Изначально на борту, кроме восьмерых россиян, находились и 13 филиппинцев. Однако последние устроили между собой едва ли не поножовщину, затем их отправило на родину филиппинское правительство. Так что в настоящий момент «Kilmore» обслуживают только россияне. Четверо — петербуржцы, включая капитана Михаила Мартынова. По данным «Digital-seas», еще трое наших соотечественников: третий помощник, четвертый инженер и матрос — списались на берег.
Условия на «Kilmore», по данным родственников моряков, буквально спартанские: еду привозят раз в три недели. Само судно находится на плаву у одного из причалов неподалеку от некого химзавода, однако вероятность того, что с обеспечением энергией и топливом нет проблем, весьма мала — за восемь месяцев простоя компания-владелец тоже, по всей видимости, не платит.
Точно цифры задолженности перед моряками родственники даже и не знают. Говорят, порядка 140 тысяч долларов тем, кто остается на борту до сих пор, и еще 25 тысяч тем, кто уехал намного раньше.
По данным «Фонтанки», петербургская первичная профсоюзная организация моряков пытается помочь оказавшимся в беде товарищам, однако до сих пор дело с мертвой точки не сдвинулось, хотя они и пытались обратиться к судовладельцу. Родственники тоже искали адвоката, в том числе и в Болгарии, даже собирали деньги — и опять же безрезультатно.
Особый отпечаток на дело с простоем экипажа и судна накладывает болгарское морское законодательство, которое фактически не дает команде шансов на получение денег, если они обратятся в местный суд, — сетуют родственники.
В Петербурге уже более полугода длится похожая история, когда моряки не могут покинуть судно и при этом не получают ни копейки. В Морском порту с 26 февраля 2009 года стоит теплоход «Метелица». С 16 января команде перестали выплачивать зарплату, а заодно снабжать экипаж питанием и пресной водой. Судовладелец на связь с экипажем не выходит и фактически бросил команду без средств к существованию. Оплачивать проживание в гостинице моряки не могут, поэтому вынуждены жить на корабле. За прошедшие полгода на борту судна из 23 членов экипажа осталось 5 моряков. Трое из Мурманска, один из Новороссийска и один из Москвы - те, кто по контракту несёт материальную ответственность за судно.
Судно пришло в Северную столицу в начале этого года. Транспортный рефрижератор шел из Калининграда на Балтику - к Фарерским островам. Но судовладельцу не заплатил фрахтователь, а он, в свою очередь, перестал платить своим работникам. Череда судебных разбирательств пока ни к чему не привела.
Ксения Потеева, "Фонтанка.ру"