ОЖД констатирует серьёзное сокращение пассажиропотока на самом популярном в стране направлении — между двумя столицами. Стимулировать спрос не помогла даже отмена сезонных повышающих коэффициентов на перевозки. Эксперты считают, что монополист будет вынужден и дальше снижать цены, но лишь на самые дорогие билеты.
Октябрьская железная дорога констатировала серьёзное сокращение пассажиропотока на самом популярном в стране направлении — между двумя столицами. Стимулировать спрос не помогла даже отмена сезонных повышающих коэффициентов на перевозки: нынешним летом поехать в Москву на поезде стоит в среднем на 10% дешевле, чем в прошлом году. Эксперты считают, что монополист будет вынужден и дальше снижать цены, но лишь на самые дорогие билеты.
В январе-июле 2009 года между Москвой и Петербургом переместилось на 8,7% пассажиров меньше, чем за тот же период 2008 года, об этом «Фонтанке» рассказали в пресс-службе ОЖД. На фоне общероссийского падения пассажиропотока за тот же период (более 11%) и уж тем более по сравнению с показателями авиаперевозчиков (в среднем, по данным Росавиации, на 18% меньше, чем в прошлом году) цифры, казалось бы, не самые плохие. Однако, между двумя столицами поездом традиционно перемещается гораздо большее количество командировочных, чем на других направлениях. Именно их потеря сильнее всего бьёт по карману монополиста.
«Пассажиры за корпоративный счёт, как правило, перемещались в купейных вагонах или СВ. Сейчас бизнес старается экономить буквально на всём, в том числе на командировках сотрудников. Это очень заметно по моей компании: раньше мы ездили в столицу буквально по любому мелкому поводу, теперь же — только по самым важным делам. Начальство просит в остальных случаях активнее использовать телефон и электронную почту», - говорит Кирилл Орешников, директор по развитию консалтинговой компании.
Такого же мнения придерживаются и маркетологи. По их данным, количество пассажиров, перемещающихся между Петербургом и Москвой железнодорожным транспортом, никак не изменилось. «Согласно нашим опросам, те, кто ездил, так и продолжают ездить. Но, скорее всего, они стали это делать реже, отсюда и снижение количества перевезённых пассажиров», - говорит Елена Хлюпова, директор по исследованиям компании Comcom.
Руководство РЖД попыталось стимулировать спрос путём выборочного снижения цен: летом при покупке билета в купейный вагон более чем за месяц до поездки, он стоит на 5% дешевле (а СВ — на все 20%). Впрочем, многие эксперты считают, что эти меры помогли мало и монополист будет вынужден понижать стоимость билетов и дальше, но только в комфортабельные вагоны. «На плацкарт снижать цены незачем — они и так уходят влёт. Основные потери идут от купейных вагонов. И на них скидка может дойти и до 30%. Например, в прошлом году мы арендовали у ОЖД поезд бизнес-класса (с набором услуг и питанием) и реализовывали билеты по 3 тысячи рублей. Сейчас же железная дорого сама занимается ценообразованием на этом составе, и продаёт место уже по 2 тысячи», - считает Светлана Сурина, заместитель генерального директора компании «Пассажирские перевозки».
Кроме того, в связи с падением спроса может быть уменьшено количество поездов, курсирующих между двумя столицами. Правда, фирменных поездов это, скорее всего, не коснётся. «Вполне вероятно, что уменьшат число так называемых «плавающих составов», которые назначаются нерегулярно, при пиковых перевозках, например, перед 1 сентября», - полагает Светлана Сурина.
Павел Гинев, «Фонтанка.ру»