Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Валерий Соловьев: “Из ничтожного филиала я создал престижный университет”

Валерий Соловьев: “Из ничтожного филиала я создал престижный университет”

657
nocss.ru

Конфликт в Санкт–Петербургском государственном университете сервиса и экономики стал публичным после того как новый ректор Александр Викторов отказался выдавать дипломы выпускникам. Это достаточно серьезные обвинения, в связи с чем бывший ректор вуза посчитал необходимым выступить с открытым обращением.

“Конфликт в Санкт–Петербургском государственном университете сервиса и экономики стал публичным после того как новый ректор Александр Викторов отказался выдавать дипломы выпускникам. Г-н Викторов выступает с достаточно серьезными обвинениями в мой адрес, в связи с чем я считаю необходимым выступить с открытым обращением.

Университет я создавал из ничего, на ровном месте. На это положена вся моя жизнь.

В 1982 году я возглавил Ленинградский филиал Московского института бытового обслуживания, это была мелкая нежизнеспособная структура: было всего 4 кафедры, 47 преподавателей и 1500 студентов, вечерников и заочников. Ключевой вопрос – что я сделал за 26 лет, будучи руководителем? По мнению нового ректора - разорил его совсем. Но вот факты: я открыл 50 новых кафедр, 70 специальностей, 11 филиалов, привлек 1500 преподавателей и 40 тысяч студентов. Мы создали в городе и области более 2500 новых рабочих мест, подготовили более 50 тысяч специалистов для предприятий бытового, коммунального обслуживания и малого предпринимательства. На Северо-Западе нет ни одного учебного заведения, которое бы так развивалось! Все это создано моими руками и трудом – а труд этот колоссален, потому что государство не выделяло достаточных средств на развитие вуза. И за будущее университета, а равно и будущее студентов, мне приходилось “биться” самому.

В 1999-м году мы стали самостоятельным институтом и государство передало нам помещение - 5600 квадратных метров в оперативное управление, что в 6 раз меньше, чем по нормативу. С того же 99-го года мы получили возможность набирать коммерческих студентов. На деньги, которые стал получать университет от “платников”, мы смогли арендовать недостающие помещения – которыми пользовались все студенты.

Но Контрольно-ревизионное управление объявило это нарушением - мы не можем обучать бюджетных студентов за счет коммерческих. (Замечу, что университет бы этим не занимался, если бы государство предоставило нам больше площадей).

В этих условиях мы должны были отказаться от приема ребят. Но мы пошли другим путем, сложным, но направленным на развитие университета, разрешенным законодательством. В дополнение к коммерческому набору организовали Фонд поддержки образования и науки «СЕРВИС». Такие фонды к этому времени уже работали в большинстве российских вузов и даже в Министерстве образования, куда вузы отчисляли 5% своих внебюджетных средств. В состав попечительского и наблюдательного советов были включены десять ведущих руководителей вуза. Благодаря этому нам удалось не только выжить, но и расти дальше – привлекли более 9 тысяч кв. метров помещений, оборудовали и отремонтировали их. Студентов стало на 20 тысяч больше. Но в 2005-ом закон запретил вузам работать с подобными фондами. И существование университета вновь стояло под угрозой, поскольку потребность в собственных площадях стала еще острее (на одного бюджетного студента в нашем вузе приходилось 3 квадратных метра, что в 6 раз меньше, чем в среднем по городу). Федеральное агентство по образованию не выделяло университету необходимые площади для обучения бюджетных студентов (дефицит более 22 тыс. кв. метров). Только на аренду недостающих помещений для бюджетников и их обслуживания по минимальным ставкам в Петербурге университет недополучил от Федерального агентства по образованию более 500 миллионов рублей за пять лет.

Чтобы не нарушить закон и выжить, университету оставался единственный выход – в дополнение к собственному коммерческому набору - заключить договор с благотворительными, некоммерческими организациями, готовыми помогать вузу безвозмездно. Таких благотворителей, признаемся, немного в городе. Поэтому мы “уцепились” за некоммерческое партнерство “Сервис” – университету было известно о благотворительной деятельности НП по оказанию помощи другим организациям. Каждый год мы писали в НП заявку, где фиксировали потребности университета – и нам оказывали помощь, либо отказывали. Даже коммерческим студентам, которым, так получалось, что на старших курсах нечем стало платить за обучение – НП также помогал. Вся помощь оформлялась надлежащим образом.

Вуз не только избежал гибели, но и стал расцветать.

Дополнительные учебные помещения, безвозмездно представляемые НП университету, позволили привлечь в вуз на контрактное обучение еще около 12 тысяч студентов, вносящих оплату за учебу непосредственно в вуз. Это ежегодно приносило вузу до 300 миллионов рублей (за 2006-2008 гг. около 800 млн рублей).НП «СЕРВИС» на целевое финансирование в рамках благотворительных программ также потратил и направил в 2006-2008 гг. более 365 миллионов рублей. Из ничтожной конторки, как сказал наш бывший московский ректор, мы стали престижным, богатым и высококонкурсным университетом. Однако новое руководство считает, что НП “Сервис” тем не менее является должником вуза, и выдвигает все новые и новые противоречивые финансовые претензии. Притом, что НП расплатилось с университетом в мае этого года полностью.

Сейчас Александр Викторов не выдает дипломы ребятам – для того, чтобы “возбудилась” прокуратура. Федеральное агентство по образованию обратилось и в районную, и в городскую прокуратуры. В вузе же студентов заставляют лгать – писать заявления, что они якобы платили деньги в НП “Сервис” под угрозой, что иначе не выдадут дипломы. Но это чудовищный обман– нет ни одного студента, плата за которого не поступала бы в университет.

Я хотел бы, чтобы ребятам выдали дипломы и не вмешивали их в разборку между организациями и не использовали как средство для достижения своих целей. Я создал этот университет “от и до”. Оказывается, ничего не надо было делать – и пусть бы вуз погибал, ведь инициатива в нашей стране, выходит, по-прежнему наказуема. Теперь я чувствую себя обманутым. Сегодня я не единственный “бывший ректор”, против которого новые руководители ведут дискредитационную кампанию. Федеральное агентство по образованию в семи питерских вузах инкриминирует “бывшим” если не убийство, то кражу.

Ну что ж, значит такие сегодня времена…

Валерий Соловьев, с 1982 по 2008 годы ректор Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики.

Открытое письмо публикуется на правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
10 декабря, 15:34