Середина июля для петербуржцев, постоянно пользующихся метрополитеном, ознаменовалась малоприятным изменением в работе подземки – на станциях начали отключать турникеты. Для пассажиров нет никаких разъяснений. В причинах происходящего попыталась разобраться «Фонтанка».
Середина июля для петербуржцев, постоянно пользующихся метрополитеном, ознаменовалась малоприятным изменением в работе подземки – на станциях начали отключать турникеты. Для пассажиров нет никаких разъяснений, только красные таблички на тех местах, куда раньше следовало прикладывать проездной билет, да бумажные «пломбы» на монетоприёмниках для жетонов. В причинах происходящего попыталась разобраться «Фонтанка».
На форумах, где общаются сотрудники самого метрополитена или их окружение, тут же появилось объяснение таким ограничениям. Дескать, недавно созданный отдел логистики решил доказать, что недаром получает зарплату, и бросился искать, на чем можно сэкономить. Пишут, что под горячую руку попали именно турникеты: якобы подсчеты доказали, что в метрополитене из более чем семисот турникетов порядка 10 процентов… лишние. Фактически это означает, что на каждой станции в зависимости от количества пропускных устройств от 1 до 5 терминалов могут быть отключены. Со знанием дела форумчане сообщают, что в планах метрополитена - ликвидация «ненужных» турникетов.
Метрополитен даже якобы изготовил специальные таблички, которые должны дать понять пассажирам, что данный турникет им не рад. Пока горожане по привычке бросаются к первому попавшемуся устройству, а потом разочарованно переходят к другому. Организованности прохода это, понятное дело, не добавляет – возникает сутолока. Особенно тяжело пенсионерам, которые прикладывают свою карту, а затем не понимают, почему их не пропускает турникет. При этом он даже не издаёт тревожный писк, как в случае ошибки, поскольку отключён полностью.
Несложное, на первый взгляд, устройство требует постоянного ремонта и обслуживания. Затраты на обслуживание достаточно высоки, но ещё выше затраты на замену. По статистике полная замена турникетов происходит где-то раз в 5 лет. В этом году уже состоялся конкурс на замену турникетов на станциях «Кировский завод», «Звездная», «Проспект просвещения», «Лиговский проспект», «Горьковская», «Гостиный двор». На «Кировском заводе» турникеты даже уже успели поменять. Лимит финансирования на эти работы по конкурсу составлял более 10 млн рублей. А вот, например, обновить программное обеспечение всем электронным стражам метрополитена обойдётся более чем в 6 млн рублей. Глядя на эти затраты, 10-процентная экономия действительно кажется обоснованной. Но в том случае, если эта экономия не сказывается на нервах и временных затратах пассажиров.
В самом метрополитене не понимают, откуда взялись версии об экономии. Как пояснили в пресс-службе ГУПа, возникшие трудности с проходом — временные: сейчас вручную проверяется ряд документов, дающих право на льготный проезд (чтобы, например, кто-то из родственников не воспользовался карточкой льготника), и только поэтому введены ограничения.
Андрей Верёвкин,
Фонтанка.ру