В Государственном музее истории Санкт-Петербурга (Петропавловская крепость, Выставочный комплекс «Потерна и каземат Государева бастиона») проходит экспозиция «The Quintet of Remembrance» – видеоинсталляции известного американского художника Билла Виолы, широко известного своими видеоработами и перформансами.
С одним из примеров творчества Виолы, можно сказать, петербургские зрители могли познакомиться в прошлом году на концертном исполнении оперы Вагнера «Тристан и Изольда» в концертном зале Мариинки: тогда во время исполнения музыки на большом экране за оркестром демонстрировался видеоряд «от Виолы». Сегодня же Фонд Про Арте предлагает любителям современного искусства оценить творчество пионера видеоарта, как говорится, в чистом виде.
Видеоинсталляция под названием «Квинтет памяти» была впервые показана в нью-йоркском Музее Метрополитен летом 2001 года. После атаки на башни Всемирного Торгового Центра 11 сентября того же года, эта работа приобрела дополнительный смысл для посетителей музея. Залы, в которых показывалась видеоинсталляция, стали местом внутреннего созерцания и душевной молитвы, и музей продлил выставку до следующего года, чтобы все, кто хотел, могли ее посмотреть, а многие возвращались по нескольку раз.
На экране – группа из пяти человек: три женщины и двое мужчин стоят, прижавшись друг к другу. Каждый из пятерых живет только своей эмоцией, они находятся близко друг к другу, но при этом никак не связаны, а если иногда и касаются соседа, то только потому, что стоят очень тесно. За спиной у актеров – темнота и пустота, нет и намека на какой-либо внешний мир. Вначале выражение лиц актеров нейтральное, но постепенно у каждого появляется свое собственное, индивидуальное выражение, и мы видим, как возрастает сила испытываемых ими чувств и как эмоции достигают высшей точки накала. Изображение идёт как бы «в рапиде», замедленные кадры выявляют все нюансы выражений человеческого лица, создавая субъективное психологическое пространство, где время почти остановилось – как для актеров, так и для зрителей.
«Работа, которую мы показываем сегодня, обнажает тот самый невидимый, эмоциональный центр нашего существа, который скрыт в каждом из нас, – говорит художник в своём письме, адресованном к зрителю. – То, что происходит в человеческой душе, нельзя увидеть глазом или заснять на камеру, но душевные тревоги и смятение ясно отражаются на лице человека – в том самом «зеркале души». Этот бесконечный процесс потрясений и обновлений и составляет суть человеческого существования, и главным в видеоинсталляции, которую вы видите, является не изображение, но эмоциональное электричество, движение разума и чувств».
Человеческие эмоции – центральная тема серии The Passions («Страсти»), в которую входят двадцать видео американского художника, созданных с 2000 по 2003 год. В эту же серию вошли и четыре «квинтета»: «изумленных», «памяти», «невидимых» и «тишины». Работая над «Страстями», Виола обращался к образцам искусства прошлого: не только к европейской живописи (Босх, Мемлинг, Дюрер, Мантенья), но и к японской скульптуре, индийской и персидской миниатюре. «Квинтеты» больше всего напоминают живописные полотна старых мастеров, только выполненные в другой технике – технике видеоискусства. Выставка работает до 26 июля.
Кирилл Веселаго, «Фонтанка.ру»
Досье «Фонтанки»:
Американский художник Билл Виола родился в 1951 г. в Нью-Йорке. Закончил Колледж визуальных искусств и перформанса в Сиракузском университете штата Нью-Йорк.
С 1973 по 1980 г. работал с композитором Дэвидом Тюдором и авангардной музыкальной группой Composers Inside Electronics. В это же время художник совершает путешествия в Индонезию, Австралию, Тунис и Индию.
С 1973 г. выступает как независимый художник.С 1976 г. Билл Виола неоднократно стажировался в качестве artist-in-residence в различных теле- и видеостудиях и лабораториях США. С 1980 по 1981 г. художник жил в Японии как стипендиат U.S./Japan Creative Artist fellowship и стажировался в Лаборатории корпорации Sony г. Ацуги (Япония).
За выдающиеся достижения в области видео-арта Билл Виола был отмечен многочисленными наградами и призами от разнообразных институций и фондов США. В 1993 г. Билл Виола стал первым обладателем премии в области медиа-искусства, которая была присуждена ему организацией ZKM (Карлсруэ, Германия).
Ряд Университетов США и Великобритании присудили художнику почетную степень Доктора Изобразительных искусств. С 2000 г. Билл Виола является действительным членом Американской Академии изобразительных искусств и наук. В 2006 г. французским правительством художнику присуждено почетное звание Кавалера Ордена Искусств и Литературы.
Многочисленные персональные выставки работ художника проходили в таких крупных художественных музеях мира, как Музей современного искусства в Нью-Йорке (1979, 1987), Музей современного искусства города Парижа (1983), Стеделик Музее в Амстердаме (1998), Музей современного искусства в Стокгольме (1985, 1993), Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке (1997) и в ряде художественных галерей Великобритании, Франции, Израиля, Бразилии, Германии, Испании, Швейцарии, США и Японии.