Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Почём прекрасное искусство оптом

Почём прекрасное искусство оптом

402

Филармония, Михайловский театр и Мариинка предлагают зрителям и слушателям абонементы на следующий сезон. Даже авторитетные учреждения с именем не могут игнорировать полупустые залы: ведь аншлаг – это показатель высокой рентабельности, а по большому счёту – и смысл существования концертных залов и театров.

Директор и художественный руководитель Мариинки Валерий Гергиев объявил об «антикризисной стратегии» Мариинского театра, одним из столпов которой, по мнению дирижёра, должна стать масштабная продажа абонементов на следующий сезон. «Мы никогда еще так рано не определялись с программой и никогда еще не предлагали городу такого количества абонементов», – говорит дирижёр, и с этим трудно не согласиться: несмотря на то, что первые абонементы Мариинский театр предлагал своим слушателям ещё в самом начале ХХ века и успешно реализовывал их в советские годы, в постперестроечное время эта активность несколько угасла, причиной чего стали и репертуарный сумбур, и нацеленность труппы на западные гастроли – коллективу надо было выживать в пресловутые «лихие девяностые».

Однако ныне всё не так просто: настоящих «звёздных» имён в абонементной афише не так уж и много – а, зная пристрастие Мариинки к смене либо ведущих солистов («на которых» и покупался билет), либо замене одного названия оперы или балета в самый последний момент совсем другим, к покупке абонементов меломаны пока ещё относятся с опаской. По крайней мере, по информации из касс театра, из множества абонементов полностью продан пока один, по преимуществу составленный из классических балетов. Кстати, довольно активно озвучивавшиеся в СМИ скидки на абонементы для студентов и детей ( как и для других льготных категорий населения) при телефонном обращении в кассы Мариинки не подтвердились: каждый абонемент имеет фиксированную цену, зависящую только от выбранного места в зале. Цена одного абонемента составляет от 2600 до 4500 рублей и выше – таким образом, нетрудно посчитать, что средняя стоимость не самого удобного кресла на одно посещение составит 300-700 рублей. Понятно, что многие ценители искусства, а не буфета, предпочитают перед самым началом спектакля или концерта брать входные билеты по 100-200 рублей.

Гергиев хотел бы сделать спектакли более доступными для массовой аудитории, в связи с чем возвращает практику прошлого, когда зарубежные оперы исполнялись на русском языке. Однако на сегодняшний день дикция у подавляющего большинства солистов такова, что слушателю и зрителю совершенно не важно, на каком языке те поют. Кроме того, все «валютные» постановки, предназначенные для показа за рубежом (а именно на них сосредоточены основные усилия и старания труппы) всё равно идут на языке оригинала. «Осовремененные» режиссёрские работы, столь милые нынешней администрации Мариинки, тоже не панацея: бесспорно, привлекая на какое-то мгновение интерес прессы, вульгаризированные и упрощённые постановки скорее отвращают от театра его завсегдатаев, чем привлекают нового и юного зрителя.

Впрочем, с последним обстоятельством Гергиев собирается бороться решительно и радикально, заявив, что «мы должны за каждого юного зрителя, за каждого будущего театрала, без преувеличения, драться». С кем маэстро собирается драться, осталось неясным – но он сказал, что намерен лично обратиться к ректорам ведущих вузов города. «Я давно для себя определил как приоритет номер один охват всех крупных вузов Петербурга, а может быть, даже и всех школ». Дирижёра не смущает, что на это могут уйти годы: «Это совершенно реально. Студенты и школьники – это наш будущий зритель... Мы полны решимости нащупать и вырастить свою публику». По словам Гергиева, в этом и заключается «самая амбициозная идея» театра. Тем не менее, невольно возникают ассоциации с «целевой аудиторией» советского времени, когда на утренних представлениях «Судьбы человека» или балета «Броненосец Потёмкин» зрительный зал заполнялся стройными рядами курсантов военных учебных заведений, дружно взрывавшимися аплодисментами по команде ротного старшины.

Концертный зал театра, который до сих пор не пользуется особой популярностью у публики, Гергиев намерен «раскручивать» с помощью медийных имён (Башмет, Мацуев, Нетребко и т. д.), а также рассчитывает на то, что «опора на абонементы позволит нам заполнить немногие существующие лакуны, чтобы продвигать молодых солистов. Нужно поддержать молодежь, которая заявила о себе недавно, вводить их в новые спектакли, а это происходит в Концертном зале постоянно». Беда в том, что молодёжи в театре много, но вот действительно выдающиеся, а не «многообещающие» солисты там пока в явном дефиците.

Кроме того, чтобы расширить круг зрителей и увеличить доходность театра, еще одним инструментом Мариинского стало создание собственного медийного комплекса, проект интернет-трансляций спектаклей и организация звукозаписывающего лейбла «Мариинский» («The Mariinsky Label») – однако всё это уже, как говорится, перспективы весьма долгосрочные: насколько успешно будут продаваться диски и как онлайновые трансляции скажутся на реализации билетов, пока сказать не может никто. Всего же Мариинка предлагает шестнадцать абонементов, из которых шесть – в Концертный зал театра; среди них четыре «детских» (дневных) и один «студенческий».

Санкт-Петербургская Академическая филармония имени Д. Д. Шостаковича, пожалуй, является самой благополучной в плане продажи абонементов организацией: программы и исполнители здесь всегда известны заранее, а при пропуске (или отмене) концерта здесь всегда есть возможность «отметить» абонемент на другой концерт. Правда, «и на старуху бывает проруха»: в минувшем сезоне были отменены все концерты абонемента «Музыкальные приношения», посвящённого юбилеям композиторов – отменены в связи с тем, что ни единый абонемент не был куплен.

Всего же на следующий сезон Большой зал Филармонии предлагает двенадцать абонементов, среди них – три дневных воскресных абонемента предназначены для детей и их родителей. Стоимость вечерних абонементов от 900 до 4200, дневных - от 300 до 2100 рублей. А дюжина абонементов Малого зала насыщена разнообразием концертных программ, стилей и жанров. Традиционно выделяются дневные абонементы (начало в 15.00), имеющие образовательную направленность и предназначенные для самых маленьких слушателей – дошкольников и школьников. Их ведут известные музыковеды-лекторы. Среди абонементов на вечерние концерты следует особо отметить новые циклы с «социальными» названиями: «Одноклассники» (где выступят вместе выдающиеся музыканты, действительно сидевшие когда-то за одной партой), а также цикл «Золотая молодежь», в котором представлен цвет нового поколения лучших российских пианистов, и концерты цикла «Популярная классика». Стоимость вечерних абонементов от 1200 до 3060 рублей, дневных – от 840 до 1140 рублей.

Михайловский театр предлагает петербургскому зрителю пять абонементов, по два – из циклов «Театральная азбука» (для детей и школьников) и «Территория искусств». Последний интересен тем, что организован в содружестве с Русским музеем — и держатели абонементов смогут не только прийти на спектакли, но и посетить лекции и выставки, специально организованные музеем по темам «Дягилев. Начало» и «Души исполненный полёт». Стоимость абонементов в Михайловском составляет от 600 до 1540 рублей (таким образом, цена билета получается примерно на 20% ниже кассовой); кроме того, до окончания текущего сезона (то есть до 10 июля) абонементы продаются по специальной цене со скидкой примерно в 10 процентов.

Приобретение абонементов на предстоящий сезон в чём-то сродни игре на бирже: можно сильно выиграть и обеспечить себе хорошее настроение на весь грядущий сезон, но можно и проиграть – естественно, с совершенно противоположным результатом. В любом случае, выбор всегда остаётся за зрителем.

Кирилл Веселаго,
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях