Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Контракт на раскаяние

Контракт на раскаяние

220
nn-photo.ru

Уже скоро подозреваемые и обвиняемые получат право заключать сделки с правосудием. В отличие от западной системы, никаких реальных льгот, кроме знаменитого «добросердечное раскаяние смягчает вину», разбойникам никто не гарантирует. Зато органы получат возможность «играть» с подследственными, обещая снисхождение тому, кто первый раскается и даст показания на подельников.

Соглашение о признании вины (англ. plea bargain – прим.ред.) – почти обязательный эпизод любого западного детектива: подозреваемый признает свою вину, свидетельствует против подельников или предоставляет следствию иную «услугу». Взамен он получает существенную скидку – в соглашении оговаривается, что либо максимальный срок заключения составит N лет (как правило, это в несколько раз ниже предусмотренного законом), либо получает полный иммунитет. Поэтому в США до судебного вердикта доходит лишь 2-5 процентов дел – подавляющее большинство подозреваемых предпочитает не играть «в рулетку» (присяжные – субстанция непредсказуемая), а заключить сделку. Прокурор экономит свое время и бюджетные расходы на судебное разбирательство, а также достигает нужного результата – преступник несет заслуженное, пусть и относительно мягкое наказание.

По душам с прокурором

Согласно подписанному 29 июня федеральному закону, аналогичные сделки уже с середины июля могут заключаться и в России. Необходимые для реализации нового института поправки внесены в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

Инициатива заключения досудебного соглашения о сотрудничестве принадлежит самому подследственному, который подает соответствующее ходатайство. Следователь вправе его принять или отклонить. На его отрицательное решение можно пожаловаться руководителю следственного органа, резолюция которого, исходя из формулировок закона, является окончательной и обжалованию не подлежит.

Если следователь дал добро, то следующая инстанция – прокурор, также обладающий практически безапелляционным правом принять или отказать предложение. Во всех этих процедурах должен участвовать адвокат.

Соглашение является двухсторонним, но, на самом деле, никаких обязательств со стороны обвинения практически нет. При выполнении подследственным оговоренных условий, прокурор будет лишь просить суд рассмотреть дело в особом порядке. Никаких реальных льгот он обещать не вправе. Да и суд может отклонить представление государственного обвинителя, если сочтет, что он не «подтвердил активное содействие обвиняемого следствию в раскрытии и расследовании преступления, изобличении и уголовном преследовании других соучастников преступления и розыске имущества».

Не смотря на это, у подследственных есть резон идти на сделку. Если суд сочтет заключенное с прокурором соглашение законным и исполненным, то мера наказания для раскаявшегося не может превышать половину срока, установленного за это преступление соответствующей статьей Уголовного кодекса РФ. Например, непредумышленное убийство нескольких человек грозит лишением свободы на срок до пяти лет; если же будет заключена сделка, то судья вправе назначить наказание максимум в 2,5 года. Кроме того, по усмотрению суда может быть назначено более мягкое наказание, чем предусмотрено за данное преступление. Решать эти вопросы будет единолично служитель Фемиды.

Льготы мафии

На скидку, но только не в два раза, а на треть, могут рассчитывать и раскаявшиеся особо опасные преступники, которым по действующему Уголовному кодексу РФ грозит пожизненное лишение свободы или смертная казнь. Например, за умышленное убийство по мотивам национальной ненависти, группой лиц или при иных так называемых квалифицирующих признаках, заключивший соглашение о сотрудничестве подсудимый вместо пожизненного получит чуть больше 16 лет колонии.

Схожие со сделкой процедуры применяются и сегодня. Например – особый порядок, который предусматривает признание вины и, соответственно, скидку в одну треть от максимального срока. В последние годы отмечали разработчики законопроекта число подсудимых, которые просят об «упрощенном правосудии», стремительно растет.

Но этот порядок не применяется к обвиняемым в совершении особо тяжких преступлений, а именно на них рассчитан институт сделок: «В целях раскрытия и расследования «заказных» убийств, фактов бандитизма, наркопреступлений, коррупционных проявлений чрезвычайно важно предоставлять правоохранительным органам возможность привлекать к сотрудничеству лиц, состоящих в организованных группах и преступных сообществах, при условии значительного сокращения таким лицам уголовного наказания и распространения на них мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», – констатировали авторы нового закона: депутаты Владимир Васильев, Александр Лебедев и Владимир Плигин.

По мнению судьи в отставке Сергея Пашина, являющегося одним из авторов судебной реформы начала 90-х годов, закон воспринял многие положения о судебной сделке, принятой в США и ряде европейских стран: «Его честная реализации способна активизировать борьбу с преступностью, главным образом, в ее профессиональных и организованных формах. При этом российским законодателем проявлена осторожность, быть может, чрезмерная: поскольку возможность условного осуждения обвиняемого или освобождения его от отбывания наказания зависит от усмотрения суда. Соответствующий исход дела не является предметом досудебного соглашения о сотрудничестве.

Между тем, на Западе лицо, выдавшее соучастников и руководителей преступного сообщества, может рассчитывать на полное освобождение от ответственности и прекращение уголовного дела. Кроме того, по-видимому, показания такого лица будут рассматриваться как показания обвиняемого, но не свидетеля. Значит, законные гарантии правдивости этого лица не так велики, как за рубежом», – заявил «Фонтанке» Сергей Пашин.

Игры в камере

Первоначально предполагалось ввести даже уголовную ответственность за обман следствия – для обвиняемых, заключивших соглашение и предоставивших ложные сведения. От такой меры наказания законодатели вынуждены были отказаться. Если подсудимый не выполняет условия соглашения, оно расторгается, а дело рассматривается в обычном порядке.

В итоге можно с легкостью предположить, что новая процедура может быть использована правоохранительными органами для манипулирования подследственными, именуемой игрой «дилемма заключенного» (рrisoner's dilemma). Проще говоря – обещая первому участнику группы свидетельствовать против второго, а второму – против первого. Это позволит в кратчайшие сроки повысить раскрываемость, тогда как никаких реальных обещаний снизить меру наказания подозреваемым никто не давал.

По мнению Сергея Пашина, сохраняется опасность злоупотребления новым институтом: «Использование изобличенных преступников для оговора невиновных людей по политическим или другим мотивам. В наших условиях такая опасность весьма велика», – уверен эксперт.

Поправки в уголовное законодательство вступят в силу через десять дней после их официального опубликования, которое ожидается в ближайшие дни.

Антон Одынец, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях