Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
FONTANKA
Погода

Сейчас-6°C

Сейчас в Санкт-Петербурге
Погода-6°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как -10

2 м/c,

с-з.

765мм 73%
Подробнее
1 Пробки
USD 103,95
EUR 110,48
Общество Андрей Максимов: физиков будет больше, чем лириков

Андрей Максимов: физиков будет больше, чем лириков

386
spmi.ru

Не успели отгреметь выпускные балы, как у выпускников школ появились новые заботы. Большинство из них не будут проходить вступительные испытания в вузы, а просто подадут документы, ожидая — примут или нет. Но волнений будет предостаточно. О том, какие плоды приносит ЕГЭ, какие предпочтения у высших учебных заведений в приеме абитуриентов «Фонтанке» рассказал глава комитета по науке и высшей школе Андрей Максимов.

- Андрей Станиславович, у ЕГЭ много противников… А как Вы относитесь к этой системе проверки знаний?

- Есть много вопросов психологического характера. В конце 80-х годов я защищал диссертацию и был очень счастлив, что нашел машинистку, которая печатала «вслепую». Мою диссертацию она за три дня напечатала. Тогда были только ЕЭСы, вычислительные машины, которые по размеру занимали всю комнату. Сейчас такую машину может заменить лэп-топ. За 20 лет произошла техническая революция, и не использовать инструментарий, в нашем случае для оценки знаний, было бы неправильно. Если бы не было IT-технологий, то и вопрос о внедрении такой формы проверки знаний, я думаю, не стоял бы. Политики занимались решением вопроса – нужен ЕГЭ, не нужен. Хотя закон был принят еще в 2007 году. Надо было вносить спокойно в рабочем режиме поправки, доказывать это на трибунах. Везде можно найти изъян. Даже традиционная форма поступления в последнее время изменилась - устный экзамен стал письменным. Почему? Да потому что существует процедура апелляции, а результаты устного оспаривать сложно.

- Можно ли сказать, что система единого государственного экзамена выявляет истинные знания выпускников?

- При помощи ЕГЭ выявляется «средняя температура по больнице». Есть те, кому просто везет, есть игроки по натуре. Нужно исходить из того, что такая форма итоговой аттестации принята законодательно. И если мы законопослушны, то будем ей следовать. Необходимо постоянно смотреть, как проходит становление системы - процесс-то не статичен, все время изменяется. 2009-ый - первый год применения ЕГЭ в таком масштабе. давайте посмотрим на результаты после первой сессии.

- В этом году во время проведения ЕГЭ фиксировалось много нарушений: решения продавались, выпускники пользовались наладонниками, чтобы пересылать задачи преподавателям, учителя за школьников ходили на тестирование....

- Страна большая, и надзирателя в каждую школу поставить невозможно. Судя по результатам сдачи экзаменов в Петербурге, система ЕГЭ достаточно чиста. А если говорить о нарушениях, то раньше, когда ЕГЭ не было, все со шпаргалками сдавали. Если есть талантливые ребята, которые приходят на экзамен с наладонниками....у нас есть презумпция невиновности и каждый такой случай надо разбирать отдельно. В прошлом году в Ленинградской области юноша выложил в интернет результаты ЕГЭ, в ситуации разобрались, заставили его пересдавать экзамен. Система контроля хорошо отлажена. Все остальное зависит от общества.

- Не придется ли вузам «подтягивать» первокурсников до уровня высшего образования?

- Они этим занимались последние годы. Студентов доучивали - и по математике, и по физике. Почему-то все в последнее время зациклены на получении высшего профессионального образования, но ведь у нас есть и система среднего профессионального образования, начального профобразования. Причем, если посмотреть на данные биржи труда, то в 80 – 90 % случаев требуются специалисты для работы на оборудовании. Нигде не написано, что требуются менеджеры. В прошлом году конкурс в ссузы составил 1,8 человека на место. Я это связываю с тем, что у нас в городе уже не первый год действует план мероприятий по развитию среднего профессионального образования.

- Кто же должен туда идти?

- Вот возьмем, например, процент двоек по ЕГЭ. Если выпускник не сдает тест, например, по математике, может быть, ему и не надо было его сдавать? Может быть, ему надо было уйти и получать профессиональное образование и не находиться до 11 класса в школе? Он бы уже сейчас был специалистом, зарабатывал бы деньги и приносил пользу себе и обществу.

- Увеличение бюджетных мест в вузах в этом году планируется?

- В этом году будет 28 382 бюджетных места. Это на 921 больше, чем в прошлом году. Хотелось бы отметить, что увеличение затрагивает в основном технические специальности. Вопрос стоит серьезно – это развитие нашей промышленности, индустрии, инновационной сферы. Уменьшен прием на бюджетные места по гуманитарным направлениям: юриспруденция, экономика.

- Во всех учебных заведениях?

- Это касается вузов, которые ведут подготовку по непрофильным специальностям. Хотя все они – университеты. Если они зарекомендовали себя на рынке труда как поставщики качественного продукта (а выпускники – это продукт, который в конечном счете должен найти свою востребованность на рынке труда), то необходимо использовать то, что готово.

- Хорошо это или плохо?

- 11 тысяч мест в вузах относятся к подготовке технических специалистов. Для сравнения: на прохождение ЕГЭ по физике записалось около 11-ти тысяч человек, практически 8 тысяч человек этот предмет сдали. Получается, немногим более 30 % из петербургских абитуриентов собираются идти на технические специальности. По прошлогодней аналитике, 48% абитуриентов - иногородние ребята. Посмотрим, что будет в этом году.

- Получается, что юристов в стране будет меньше?

- Вопрос стоит не в количестве, а в качестве подготовки юристов. Решение привлекать ассоциации профессионалов к оценке качества подготовки — правильное. Может быть, делать это надо и в других сферах. Нашему обществу очень нужны юристы. И чем больше будет высококвалифицированных специалистов, тем лучше. Проблема в другом. Платные вузы освоили те сферы, которые не требуют больших затрат. Вы мне покажите хоть один частный негосударственный технический вуз. Их нет, потому что к техническому образованию нужна мощнейшая лабораторная база. Там, где речь идет о вложениях «человека в человека», это проще.

- Какой, по Вашим данным, минимальный порог для поступления могут установить высшие учебные заведения?

- Вузам дана самостоятельность. Сейчас все думают, какой порог установить исходя из практики приема. Есть особо популярные специальности — юридические, филологические. Для того, чтобы со всей России документацию не присылали, ряд крупных вузов, в том числе госуниверситет, установят свои пороги и будут брать ребят исходя из средней статистики.

- Что сейчас делается вузами для того, чтобы молодые специалисты после окончания учебы могли найти работу?

- Вопрос трудоустройства – комплексный, и полностью вешать его на вузы и ссузы нельзя, это взаимосвязь промышленников, предпринимателей, системы подготовки кадров. Принят план по этим вопросам, утвержденный губернатором. Есть молодежная биржа труда на базе Петербургского университета технологии и дизайна. Сейчас во всех вузах и колледжах появятся плакаты с указанием куда обратиться выпускникам. По данным мониторинга около 65 % выпускников считают, что они после окончания вуза уже имеют работу. Около 6 % пока не определились с трудоустройством. Остальные двинутся в вооруженные силы или, соответственно, в магистратуру и аспирантуру.

- В Государственной думе сейчас находится законопроект о создании малых предприятий при университетах и колледжах…

- Хороший законопроект, очень своевременный. Молодой человек, закончив университет, останется работать в малой, средней фирме с теми проектами, которые он разрабатывал. Это хорошо и престижно для вуза. В мировых университетах подобная система отлажена.

- Но ведь отток специалистов из страны не прекращается...

- Каждый выбирает себе дорогу. Если взять, например, IT и тенденции последних лет, то мы увидим, что уже даже мировые фирмы поняли: проще здесь размещаться, здесь делать свои представительства и использовать потенциал. Специалистов по IT нам не хватает.

- Что делается для того, чтобы студенты могли переводиться с платных отделений на бюджет?

- Все вузы должны были внести в свои уставы конкретные изменения о том, что те студенты, которые учатся на отлично не более 4-х семестров, могут переводиться на бесплатную форму обучения. Вы сами понимаете, что вузам выгодно брать студентов на платной основе, и они на это рассчитывают. Но они идут навстречу студентам, плата фиксируется. Учебным заведениям надо ориентироваться на уровень инфляции. Установка на то, что оплата не должна повышаться более роста инфляции, правильная.

- У вузов сейчас есть еще одна проблема – законодательное закрепление перехода на систему бакалавриат – магистратура и изменение образовательных стандартов.

- Стандарты третьего поколения еще разрабатываются. К сожалению, это вызывает большое беспокойство у ректорского сообщества. На всех совещаниях эти вопросы серьезно обсуждаются. Технических специалистов пока мы будем готовить со сроком обучения 5 – 5,5 лет.

Александра Медведева,
Мария Цыганкова,
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях