Отельеры, с нетерпением ожидавшие начала высокого сезона, наконец-то заработали в полную силу. Если еще в апреле 2009 года заполняемость городских гостиниц была ниже, чем в предыдущие годы на 30%, то сейчас многие говорят о том, что кризис практически не ощущается. Насколько заполнены городские гостиницы, узнал корреспондент «Фонтанки».
Начало 2009 года выдалось тяжелым для большинства отельеров Петербурга. Так, по данным аналитиков, заполняемость с января по апрель упала по сравнению с прошлым годом в среднем на 30%. При этом гостиницы города весьма неохотно шли на сокращение цен. К весне даже оказалось, что в Москве гостиницы дешевле, чем в Петербурге. Возможно, это связано с тем, что в сентябре 2008 года спрос на отели в Москве упал на 8%, в декабре того же года – уже на 40%. Почти сразу игроки рынка отреагировали и стали снижать цены, к февралю 2009 года уже порядка 80% столичных гостиниц приняли решение о падении тарифов и перезаключении договоров. Результат политики мобильных цен не заставил себя ждать – большинство отелей белокаменной сейчас не испытывают особых трудностей.
Петербургские же отельеры «раскачивались» куда медленнее, однако все же нашли возможность применить политику гибких цен и развивать бонусные программы. Это не удивительно, ведь согласно самым благоприятным прогнозам, въездной туризм в городе может сократиться в этом году на 20–40%. Отметим, что согласно статистическим данным компании «Нота Бена», предоставленным Российскому союзу туриндустрии, в июле 2008 года минимальная цена на проживание в отеле Петербурга, зафиксированная в электронных каналах продаж, достигала 130 долларов в сутки (за стандартный номер). По имеющимся сейчас данным, минимальная цена в июле 2009 года колеблется в районе 90-110 долларов. «Средняя цена на проживание в петербургских отелях тоже упала по сравнению с прошлым летом. Прогнозируемая средняя цена на проживание в июле 2009 года не превышает 340 долларов, против 400-430 долларов в июле 2008. В дальнейшем (август-сентябрь 2009) средняя цена на проживание будет только снижаться и к середине сентября предположительно достигнет 250 долларов», - прогнозируют аналитики отрасли.
Тем временем, гостиничный рынок Петербурга с осени претерпел ряд изменений. Так, владелец и руководитель отеля «Александр Хаус» Александр Жуков, рассказал корреспонденту «Фонтанки», что сейчас его клиенты все чаще и все настойчивее просят предоставить скидки: «Сейчас у нас традиционная июньская наполняемость, на уровне прошлых лет. Но, дело в том, что 80% наших гостей – постоянные клиенты, которые ездили и будут ездить. Они не изменяют своим предпочтениям. Новые гости если и случаются, то значительно реже. Другое дело, что есть некие особенности. Например, люди стали бронировать номера не за месяц, а за недели или за дни. Это связано с психологическим моментом: люди решают ехать или нет, и если ехать – то за сколько. Больше вопросов о скидках, бонусных программах. Косвенное влияние кризиса в этом смысле мы ощущаем. На этот сезон мы не повышали цены, это решение мы приняли прошлой осенью. С учетом девальвации рубля, снижение цен для иностранцев составило около 20%. Прогнозов сейчас никто не даст, второго удара кризиса осенью ждут все. Если это случится, рынок может подобвалиться. Все в этом мире взаимосвязано, мы живем не на луне и плывем на том же корабле, который штормит. Я думаю, что здесь дело не в том, чтобы до бесконечности снижать цены, а в общей психологической панике, связанной с экономическими процессами».
Представители отеля «Кемпински Мойка 22» заявили корреспонденту «Фонтанки», что в июне не испытывают вообще никаких проблем с заполняемостью: «В высокий сезон заполняемость отеля достигает 100%, происходит это благодаря большому количеству культурных и спортивных мероприятий в городе. Безусловно, проведение ПМЭФ также влияет на показатели в июне. По поводу осени и лета - запланированные бюджеты не пересматриваются. Мы уверены, что многие жители России будут путешествовать внутри страны летом больше, чем за границу - поэтому мы разрабатываем специальные программы для отдыха всей семьи или для тех, кто будет путешествовать с друзьями или любимыми».
Руководитель службы продаж «АЗИМУТ Отель Санкт-Петербург» Владимир Орлов считает, что сейчас соотношение российских и иностранных постояльцев приблизительно равно: «Мы ожидаем сокращения туристического потока с разной динамикой на различных рынках. Однако сильные компании в летний период сохранят свои позиции. Сейчас нам удалось выйти на уровень прошлогодней загрузки отеля, в то время как в январе-феврале этот показатель был ниже прошлогоднего более чем на 10%. На долгий срок прогнозировать сложно, поскольку глубина продаж крайне мала. В целом соотношение между россиянами и иностранцами примерно равное: в начале кризиса иностранцев стало несколько меньше, чем раньше, однако сейчас показатели выравниваются. Что касается соотношения организованных туристов и индивидуалов, то оно примерно то же, что и было раньше. К концу лета, возможно, что-то изменится, но пока об этом говорить рано. Вместе с тем, больше всего заметны потери от сокращения корпоративных мероприятий».
Revenue Manager Sokos Hotels St. Petersburg Элиза Закарян говорит о том, что летом все же ситуация не будет благостной: «В летнем сезоне 2009 года наблюдается снижение в части въездного туризма примерно на 20-30% в связи с экономической ситуацией в мире. Спад оцениваем в следующем соотношении: иностранцы - 40%, россияне - 10%. Организованных туристических групп стало на порядок меньше, а вот приток индивидуалов остался без изменений. По нашим оценкам, в большей степени пострадал туризм с целью отдыха, в меньшей степени - бизнес-туризм. Что касается цен, то они понизились на 30%. В то же время город не принимает участия в корректировке программ: корректировать и экономить приходится за счет сокращения собственных расходов. Следует отметить незначительное перераспределение рынков: сократился туристический поток из стран южной Европы, однако увеличился из Латинской Америки, Азии и Индии».
Мария Цыганкова,
«Фонтанка.ру»