Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Мариинка - 2: от лукавого

702

Объявление о конкурсе на разработку фасадов Мариинки-2 петербургские архитекторы встретили здоровым смехом. Веселье вызвали и условия конкурса, и состав жюри. «Слушай, а давай мы с тобой что-нибудь нарисуем и подадим!» - предложил один из экспертов корреспонденту «Фонтанки», познакомившись с материалами конкурсной комиссии... Впрочем, всерьез принимать участие в создании будущего облика здания театра ведущие студии и мастерские города не собираются. Даже с учетом того, что стартовая цена контракта 300 млн рублей.

Конкурс на разработку фасадов и кровли, а также интерьеров будущего здания Мариинского театра объявили 15 июня. По указанию Владимира Путина новый облик «Мариинки-2» должен быть создан «в условиях жесткого контроля средств» и подогнан под уже сформированный цоколь. Конкурсная комиссия подошла к решению задачи нестандартно, чем и развеселила всю архитектурную общественность Петербурга.

Веселый смех начинается уже со слов «архитектурно-строительное решение» фасадов и кровли, а также интерьеров театрального здания. «Это как? - поинтересовался Рафаэль Даянов, руководитель архитектурной мастерской «Литейная часть-91». - Есть архитектурный проект, а строительное решение — что такое? Архитектор должен определять, как именно будет строиться здание?» «Я не знаю такого понятия, - пожала плечами Людмила Лихачева, специалист «Студии-44». - Если мы откроем СНИП, то там такого термина попросту не существует, поэтому не совсем понятно, что именно требуется от нас». Юрий Земцов, руководитель студии «Земцов, Кондиайн и партнеры» попросту расхохотался так, что комментарии оказались излишни.

Заинтриговали архитекторов и пояснения, данные заместителем министра культуры Павлом Хорошиловым по поводу выражения «тендер с элементами авторского видения». По его словам, участники конкурса «имеют право» раскрыть предлагаемое ими архитектурное решение в виде демонстрационного материала, а заказчики обещают «учесть» полученное впечатление. «А кто в жюри-то входит?» - заинтересовался Земцов и, познакомившись со списком, резюмировал: «Ну, хорошо, хоть два архитектора есть».

Напомним, итоги конкурса будет подводить комиссия во главе с Александром Авдеевым — именно на него и возложена персональная ответственность за развязку всей затянувшейся истории. Кроме министра культуры в состав жюри входят Валерий Гергиев, главный архитектор Санкт-Петербурга Юрий Митюрев, президент Союза архитекторов Санкт-Петербурга Владимир Попов, почетный президент Союза архитекторов России Юрий Гнедовский, ректор Московского архитектурного института Дмитрий Швидковский, и. о. ректора Санкт-Петербургской консерватории Сергей Стадлер, президент Санкт-Петербургского университета Людмила Вербицкая, делегируют своих представителей глава Сбербанка Герман Греф и Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации (она же выступает и организатором конкурса).

«У меня нет вопросов по поводу участия Митюрева, Гнедовского, Попова и Швидковского, - заметил Даянов. - Но все остальные не имеют к архитектуре никакого отношения. Я бесконечно уважаю, к примеру, Стадлера, но как скрипача. При чем тут проект театра?» По мнению этого эксперта, очень велика возможность повторения предыдущей истории. «Надо, чтоб побеждали качественные проекты, а не красивые картинки», - полагает он. И напоминает: «Победа проекта Перро на предыдущем конкурсе — это ведь и было чистой воды торжество вкусовщины». «На мой взгляд, это не конкурс, а некая смесь тендера с необязательным архитектурным предложением», - заметила Лихачева, правда, добавив, что для более обширного комментария ей надо детально познакомиться с документацией.

Вызвали сомнения у общественности и слова о том, что состязаться за право создать будущий облик театра намерены 6-10 команд. «Откуда они возьмутся?» - удивился один из архитекторов. На сегодня достоверно известно о том, что к обсуждению предложены работы канадского бюро Diamond & Schmitt Architects, а также представителя Всероссийского общества охраны памятников москвича Алексея Денисова. Как утверждают в Минкультуре, проявляет к конкурсу интерес и глава российского Союза архитекторов Андрей Боков.

"Очень плохо информировали о конкурсе не только общественность, но и официальных лиц, - заявил Святослав Гайкович - руководитель архитектурной мастерской "Студия 17". Единственным официальным источником оказалась телеграмма, которую получил председатель Петербургского союза архитексторов Владимир Попов, о том, что он включен в жюри конкурса". По поводу условий эксперт не смог сказать ничего. "Я не видел документов, но, судя по публикациям в СМИ, то это не открытый конкурс, а полная лажа",- сообщил он. По мнению Гайковича, " конкурс на строительство Мариинки-2 прошел мимо Петербурга". В свою очередь Владимир Попов, будучи членом жюри, признался корреспонденту "Фонтанки", что он не может ни слова сказать про задание, выданное архитекторам-участникам, поскольку тоже в глаза не видел конкурсной документации.

В Петербурге же пакета документов будущего конкурса даже не видели. Более того, во многих студиях не знали о том, что в состязании можно поучаствовать. «Так конкурс же закрытый!» - изумились в мастерской Евгения Герасимова, но заявили, что участвовать не собираются. «Ой, а он, оказывается, теперь стал открытым!» - неожиданно обнаружил для себя Юрий Земцов, которого тоже, по его словам, «не звали». «Я не видел пакета документов, и не знаю, кто может принимать участие, - заметил Даянов. - Мне никто не предлагал». В частном разговоре один из архитекторов высказал мнение, что затеянная процедура - откровенное лукавство, затеянное для того, чтобы пролоббировать определенную команду. По неофициальным данным, канадских архитекторов, симпатии к которым не скрывает Валерий Гергиев, уже представили главе Сбербанка Герману Грефу.

Напомним, отказаться от проекта французского архитектора Доминика Перро, выбранного на конкурсе в 2003 году, вынудили выводы Главгосэкспертизы. В 2006 году ведомство не согласовало его проект рабочей документации, и был объявлен конкурс на доработку. Контракт с Перро остановлен. Позже стало известно также, что проект французского архитектора содержит около 400 ошибок и не может быть выполнен. В апреле 2009 года министр культуры РФ Александр Авдеев, курирующий стройку, сообщил, что концепция и документация по строительству надземной части второй сцены Мариинского театра в Петербурге будет определена к лету. По его же словам, к июню будет полностью закончен фундамент здания.

По данным проверки Счетной палаты, приведенным в марте этого года, вторая сцена Мариинского театра может обойтись федеральному бюджету в 18 миллиардов рублей.

Кира Обухова, "Фонтанка.ру"

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
10 декабря, 15:34