В ночь на 15 июня Финляндия, где железные дороги на особом счету, встала из-за предупредительной однодневной забастовки железнодорожников. Финны гордятся, что до любого пункта можно добраться «по рельсам» - пригородные поезда в Хельсинки вместе с метро образуют единую транспортную систему. Теперь она по сути оказалась парализованной. В причинах забастовки и в том, как она отразилась на ближайших соседях, разбиралась «Фонтанка.ру».
С 14 на 15 июня в три часа ночи финские железнодорожники начали предупредительную забастовку. Они не выдвигают никаких требований, их действия — это критика государственного управления. «У нас акционерное общество, в котором акциями владеет государство, - объяснила корреспонденту «Фонтанки» Маарит Хаависто-Коскинен, начальник сектора маркетинга междугородных сообщений Департамента пассажирских перевозок VR Ltd («Железные дороги Финляндии»). - Сейчас во многих государственных корпорациях проходят сокращения персонала, поэтому люди беспокоятся и решили таким образом противодействовать властям».
Поводом для волнений послужило принятое руководством VR решение «экономии средств государственной железнодорожной компании» - иными словами, «временное увольнение 1500 работников профосюза железнодорожников из 7500». При этом, отмечают представители профсоюза, в 2008 году прибыль компании составила 56 миллионов евро. Железнодорожники и дирекция так и не нашли компромисс, и тогда было решено ответить однодневной предупредительной забастовкой. Рабочих поддержал профсоюз Служащих железных дорог (это «белые воротнички», менеджеры и клерки).
По данным Департамента пассажирских перевозок, поездом в эти сутки не смогут воспользоваться 200 000 пассажиров пригородных составов, около 5000 пассажиров поездов дальнего следования и около 100 — международного (Россия-Финляндия). В воскресенье, 14 июня, на железной дороге начался аврал. Прежде всего, в билетных кассах — все захотели уехать именно днем ранее, либо днем позже. Пассажиры также лихорадочно меняли заранее купленные на понедельник билеты на другие дни. В понедельник ранним утром поезда не вышли из депо... На автострадах уже к 7 утра образовались пробки. Этот день можно было смело вычеркнуть из списка рабочих дней.
Впрочем, россиянам, намеревавшимся поехать в Финляндию в понедельник, забастовка неприятностей не доставила. Как сообщили в пресс-службе Октябрьской железной дороги, в кассы не был возвращен ни один билет. «Мы выполнили свое обещание — тех, кто успел доехать до Вайниккала, перевезли до Хельсинки, а остальным предложили воспользоваться нашими автобусами, которые отходили от Финляндского вокзала. Люди согласились», - пояснили в ОЖД.
Во вторник, 16 июня финская железная дорога начнет работу в обычном режиме, и профсоюз предложит продолжить переговоры. Но уже сейчас забастовка выполнила одну из задач — о проблемах в экономике Финляндии стали говорить все громче. Вместе с железнодорожниками бастует государственная компания по производству алкогольных напитков Altia — и тоже в знак протеста против планируемых увольнений. Менеджмент «Алтиа» заявляет, что у вино-водочной компании нет денег, так как повышение акцизов на алкоголь привело к снижению потребления крепких напитков. Компания уже сократила персонал на своих заводах в Эстонии, Дании, Норвегии и Швеции.
Увольнения планируют и в машиностроительной компании «Ponsse». "Sulzer Pumps Finland" увольняет 150 работников, но самые драматические сокращения штатов в целлюлозно-бумажной промышленности. И причина бед далеко не в российских пошлинах на лес-кругляк. По мнению инсайдеров, все дело в том, что финские менеджеры, взращенные в США и Британии, работавшие в странах третьего мира, действуют лишь в интересах своих акционеров, а не в интересах персонала. Но и акционеры проявляют теперь неуемную жадность: «Раньше при прибыли в 5% годовых все радовались, а теперь и 20% годовых им мало», - возмущался один из собеседников «Фонтанки».
Не лучше обстоит ситуация и в медиабизнесе. Государственная телерадиокомпания YLE сообщила о сокращении. Финское общество «всеобщего благоденствия», которое со времен гражданской войны 1918 года строилось на принципе умеренности потребления всеми слоями, в последние 15 лет рушится, причем, стремительными темпами. Расслоение населения идет по нарастающей, и забастовка железнодорожников — только начало нового витка классового противостояния западных соседей.
Кира Обухова,
Константин Ранкс, "Фонтанка.ру".