
Большинство активной молодежи уже посмотрело новый фильм «Россия-88». И обсудило его в блогах. В СМИ уже стали стихать нервные упоминания о нем. DVD с этой картиной спокойно спят в магазинах. Но телевидение ее не покажет. Все-таки власть (а телевидение - это власть, принадлежащая Власти), считает ленту минимум спорной. Максимум - достойной запрещения. Это - чиновничье заблуждение.
В конце восьмидесятых годов прошлого тысячелетия Уголовный кодекс СССР содержал в себе любопытную по сегодняшним меркам статью. Статья эта определяла наказание за тиражирование в любом виде фильмов, пропагандирующих насилие и жестокость. Взрослые помнят то время – агонизировавшая коммунистическая власть таким образом пыталась пресечь страсть советского народа к видеомагнитофонам. Ничего серьезного не получалось, но в список запрещенных лент попали не только «Рэмбо», но и фильмы Оливера Стоуна «Взвод», Фрэнка Копполы «Апокалипсис», Стенли Кубрика «Цельнометаллическая оболочка».
Порой с хохотом сотрудники милиции накрывали первые доморощенные записывающие студии, чуть-чуть привлекая их хозяев. Но только с одной мотивацией — перетащить видики к себе в кабинеты и с наслаждением глядеть кино, пропагандировавшее всякую «гадость».
Прошло немного лет, и упомянутые фильмы в России считаются великими антивоенными шедеврами. То есть - пацифистскими.
Так устроено сознание власти. Оно всегда тормозит.
«Россия-88» - категорически талантливая вещь. Порой сомневаешься — не является ли фильм хроникой. И для этого не обязательно иметь личный опыт участия в неонацистских бандах. Режиссеру и актерам веришь. Фильм оканчивается сложно. Уничтожая искреннее безумие героев. И вообще, труд киногруппы прямой, но глубокий.
Если считать, что все население страны в возрасте от 16 до 25 лет - дебилы, то, безусловно, надо свистеть и не пущать. А вдруг это заблуждение? И дебилы лишь некоторые.
Если последнее предположение имеет право на существование, то «Россию-88» надо гнать по телеканалу «Россия». Чтобы ее увидели не только в больших городах, но и в селах.
И в селах быстрее разберутся, что за фильм. И в том, что он антифашистский, отталкивающий своей чудовищно реалистичной эстетикой от химеры «Россия для русских». Хотя и правильно указывающий на эмоциональные и социальные несправедливости.
Что радует: «Россию-88» пытались запретить. Но все же мы живем в свободной стране.
P. S. Любая власть, вне зависимости от страны, по своей природе является бюрократической и косной. Сегодня, наверное, трудно поверить, но Татьяну Лиознову — режиссера «Семнадцати мгновений весны» - всерьез упрекали в эстетизации нацизма. А упомянутые выше «Взвод», «Апокалипсис» и «Цельнометаллическая оболочка» столкнулись с прокатными проблемами у себя на родине.